Posted 22 апреля 2019,, 14:35

Published 22 апреля 2019,, 14:35

Modified 17 октября 2022,, 10:25

Updated 17 октября 2022,, 10:25

Иногда они возвращаются: как устроен рынок нелегальных маршруток Волгограда

22 апреля 2019, 14:35
Всего несколько лет назад маршрутное такси было самым популярным видом общественного транспорта в Волгограде. На городских микроавтобусных линиях курсировали тысячи «Газелей», принадлежавших десяткам частных предпринимателей. Сегодня маршрутки в областном центре фактически находятся вне закона — но продолжают ездить.

В 2017 году, после внедрения новой транспортной схемы, казалось, что власти Волгограда нанесли частным микроавтобусным перевозкам смертельный удар. Помятые жёлтые «Газели» на время пропали из виду. Однако маршруткам удалось «воскреснуть» в новом качестве. О том, как устроен волгоградский рынок нелегальных пассажирских перевозок — в материале «НовостиВолгограда.ру».

Свято место пусто не бывает

Незадолго до ЧМ-2018 ситуация с транспортными перевозками в областном центре резко изменилась. Власти рассчитывали навести долгожданный порядок в городских пассажирских перевозках через введение комплексной транспортной схемы. На волгоградский рынок пришёл холдинг «ПитерАвто», которому было поручено организовать перевозку пассажиров на основных автобусных маршрутах. Так в Волгограде старые ГАЗели были заменены автобусами. К сожалению, некоторые предприниматели, работавшие в сфере пассажирских перевозок легально, были вынуждены свернуть деятельность на тех маршрутах, которые не предусматривались новой схемой. Но не прошло и нескольких месяцев, как на дорогах Волгограда вновь появились знакомые горожанам «Газели» с привычными номерами и табличками «Заказной».

На сегодняшний день в Волгограде действуют восемнадцать микроавтобусных маршрутов, которые официально не существуют. По примерным оценкам, на них работают около полутора тысяч единиц транспорта и не менее двух тысяч водителей. Маршрутки курсируют под видом заказных, хотя на самом деле их владельцы не оформляли необходимые для этого документы и, по сути, действуют в обход закона. Среди маршрутов, «оккупированных» нелегалами, — популярные направления 1с, 6к, 10а, 15с, 33, 44, 96 и другие.

Существенная часть маршрутчиков, работающих на «заказных» микроавтобусах, — те же водители, которые до внедрения новой транспортной схемы крутили баранку легально. Некоторые предприниматели еще в 2017 году рассказывали, что их водителей активно переманивали с легальных маршрутов на «заказные». Другую большую группу «чёрных маршрутчиков» составляют алиментщики, которые предпочитают теневой заработок — они заинтересованы в том, чтобы получать зарплату в конверте и не платить с неё отчисления. Попадаются и мигранты, привыкшие трудиться без официального оформления.

Ни формального трудоустройства, ни регулярных медосмотров организаторы подпольных перевозок своим работникам не обеспечивают. Средняя зарплата каждого водителя, работающего на нелегальных основаниях, — 20-25 тысяч рублей; таким образом, по самым приблизительным подсчётам, мимо городского бюджета Волгограда ежемесячно проходят порядка 6,5 млн рублей подоходного налога.

Отдельная проблема — состояние самих маршруток. Большая часть автомобилей, которые сегодня работают на «заказных» направлениях, — это «Газели» старше десяти лет. После внедрения новой транспортной схемы уволенные официальными перевозчиками водители массово искали новую работу, и многие владельцы старых автомобилей решили подзаработать на «чёрном» транспортном рынке. Нелегальный статус позволяет владельцам «заказных» маршрутов не организовывать регулярные техосмотры, поэтому количество неисправных микроавтобусов сложно даже пытаться оценить. Только последний рейд ГИБДД в начале апреля показал, что на «заказных» линиях работали как минимум восемь водителей, чьи автомобили не соответствовали нормам безопасности (в частности, у одной из маршруток был неисправен руль). При этом каждая «Газель» ежедневно перевозит не менее двухсот пассажиров.

Владельцы таких нелегально работающих транспортных средств из-за отсутствия регулярного контроля со стороны надзорных органов имеют возможность не обеспечивать надлежащее техническое состояние своих машин и, экономя денежные средства, продолжают эксплуатировать такой транспорт даже при наличии критических поломок. Есть запротоколированные факты, когда неисправной являлась тормозная или рулевая системы автомобиля, — рассказали корреспонденту «НовостиВолгограда.ру» в пресс-службе мэрии Волгограда.

Бывшие легальные перевозчики также жаловались, что под номерами их ныне закрытых маршрутов теперь курсируют небезопасные и морально устаревшие автобусы. Такое произошло, например, с маршрутом 10а: его прежние владельцы незадолго до реализации новой транспортной схемы практически полностью обновили автопарк, но на «заказном» маршруте с тем же номером, который сейчас существует в Волгограде, преобладают старые «Газели» с массой технических неисправностей. Попытка заставить работать маршрутные такси по общим правилам не сработала с рядом перевозчиков - они предпочли не менять привычки, перейдя в разряд нелегалов, которые больше не пытаются поддерживать даже видимость законности в своих действиях.

Активист регионального штаба ОНФ Армен Оганесян, координатор проекта «Дорожная инспекция ОНФ» в Волгоградской области, считает, что городские власти отчасти сами виноваты в появлении нелегальных микроавтобусных маршрутов. По мнению общественника, чиновников подвело нежелание идти на компромисс с перевозчиками.

Сложившаяся ситуация является прямым следствием недальновидной политики властей в организации самой системы перевозок. Практически все маршруты, которые работали легально, были сокращены, а транспортную схему не проработали до конца, — указывает Армен Оганесян. — На сегодняшний день власти не могут найти компромисс с теми маршрутчиками, которые ещё работают, и общий выход из ситуации. Если бы они сказали владельцам маршрутов: «Ребята, мы вас оставляем, выдаём карту маршрута на столько-то лет, но вы должны в течение полугода полностью обновить автопарк», — все бы всё сделали. Они бы работали, платили налоги. Надо создавать условия, чтобы эти люди могли работать легально и приносить пользу своему городу и области.

Кому выгодно?

Главный идеолог новой транспортной схемы, печально известный Дмитрий Веркин, уже давно уволен с должности главы городского транспортного комитета. Однако последствия его решений приходится расхлёбывать тем, кто пришёл ему на замену. Городские власти ещё в апреле 2018-го обещали найти управу на «заказные» маршруты, но год спустя на рынке пассажирских перевозок Волгограда практически ничего не изменилось — по крайней мере, восемнадцать официально упразднённых направлений работают до сих пор.

Сами маршрутчики встречают в штыки попытки властей бороться с беспределом на дорогах. Недавно они даже организовали акцию протеста в центре Волгограда: более двадцати «заказных» микроавтобусов перегородили главные магистрали областного центра. Их водители выступали против полицейских рейдов и проверок. Правоохранительные органы выходку маршрутчиков не оценили, выписав им штрафы за нарушение правил стоянки; не поддержали протестующих и простые горожане. Местные автомобилисты, которым водители микроавтобусов и без того портят жизнь своим стилем езды, явно были не в восторге от перекрытой проезжей части.

Источники, знакомые с ситуацией на транспортном рынке Волгограда, подозревают, что за протестами может стоять конкретное лицо, которому выгодно «раскачать» ситуацию. Речь идёт об индивидуальном предпринимателе Андрее Гузеве, владеющем почти всеми нелегально действующими микроавтобусными маршрутами. Именно этот коммерсант с 2016 года прочно занял нишу главного организатора незаконных пассажирских перевозок в Волгограде, оперативно перехватив контроль над несколькими популярными, но отменёнными маршрутами.

До недавнего времени ИП Гузев даже не имел постоянной регистрации в областном центре, что не мешало ему выводить транспорт на полтора десятка пассажирских линий. Несмотря на массу допущенных нарушений, предприниматель крайне ловко пользуется лазейками в законодательстве и утверждает, что действует в рамках правового поля.

ИП Гузев очень чётко использует недоработки в нашем законодательстве. Это следствие того, что власти не смогли найти решение проблемы и наладить взаимодействие между вновь прибывшими и ранее действовавшими перевозчиками. Он просто пользуется тем, что в законе не всё хорошо прописано, — говорит активист ОНФ Армен Оганесян.

В прошлом году по итогам проведённых рейдов региональное Управление государственного автодорожного надзора выписало индивидуальному предпринимателю Гузеву три штрафа на общую сумму в 300 тысяч рублей. Перевозчик пытался оспорить привлечение к административной ответственности в Арбитражном суде, однако потерпел неудачу. И это лишь малая доля нарушений, которые можно было бы выявить в работе «чёрных» маршруток — более чем вероятно, что тщательное расследование привело бы к гораздо большим штрафам и возможно к возбуждению уголовных дел.

Источники, знакомые с положением дел на рынке микроавтобусных перевозок Волгограда, говорят, что за деятельностью ИП Гузева стоят другие люди, имевшие интересы в этой сфере ещё до ликвидации легальных маршруток. Речь идёт о Виталии Пшеничном, который сейчас называет себя «официальным представителем» перевозчика в областном центре. Он не зарегистрирован как предприниматель, но, как утверждают источники, именно этот человек фактически координирует работу «заказных» маршрутов. В прошлом он являлся сотрудником отделения технического надзора ГИБДД и отвечал за контроль и надзор в отрасли пассажирских перевозок.

Упомянутый «координатор» не работает в правоохранительных органах уже больше года; после ухода с должности он стал крайне активно отстаивать интересы нелегальных перевозчиков, проявляя особую привязанность к некоторым направлениям. Ещё до внедрения новой транспортной схемы в Волгограде некоторые участники рынка (на тот момент работавшие законно) сообщали корреспонденту «НовостиВолгограда.ру», что некий «бывший гаишник» предлагал им крупные суммы за продажу маршрутов; не исключено, что имелся в виду именно Виталий Пшеничный. Известно также, что из полиции нынешний «официальный представитель» нелегальных маршрутчиков уволился по собственному желанию, но крайне поспешно и без объяснения причин.

Владельцы «заказных» маршруток порой весьма жёстко конкурируют с теми перевозчиками, которые согласились на предложенные администрацией условия и работают легально. Есть информация о нескольких драках между «теневыми» и «законными» маршрутчиками; в попытках выгнать соперников с линий с помощью кулаков замечали водителей микроавтобусов 1с и 64а. Возможно, подобные «акции устрашения» были организованы владельцами нелегальных маршрутов намеренно.

Оценить доходы ИП Гузева от организации «заказных» перевозок можно лишь приблизительно. По крайне упрощённым подсчётам, ежемесячная выручка коммерсанта составляет не менее 4 млн рублей с каждого из маршрутов, — а их у предпринимателя полтора десятка. Все эти доходы нигде не учитываются, не облагаются налогами и уходят неизвестно куда. Легализация такого бизнеса могла бы принести в бюджет Волгограда несколько миллионов рублей гарантированных налоговых поступлений.

«Значит, это кому-нибудь нужно»

По словам председателя комитета транспорта Волгоградской областной Думы, депутата от «Справедливой России» Дмитрия Калашникова, «заказные» маршрутки в региональном центре совершенно точно работают незаконно. Однако чтобы привлечь их хозяев к ответственности, потребуется вмешательство полиции и прокуратуры.

- Мы понимаем, что речь идёт о предпринимательской деятельности на незаконных основаниях. Есть соответствующие правоохранительные органы, которые компетентны в определении вины того или иного предпринимателя.Дмитрий Калашников, председатель комитета транспорта Волгоградской областной Думы

В том, что «заказные» маршрутки на сегодняшний день работают в Волгограде нелегально, сомневаться не приходится. Однако само их существование говорит о том, что маршруты, отменённые городскими властями в интересах иногороднего перевозчика, всё ещё нужны горожанам. Некоторые общественники считают, что чиновникам следует пересмотреть своё отношение к ситуации и возродить хотя бы часть пассажирских линий в качестве легальных микроавтобусных направлений.

Эти маршрутки продолжают курсировать, потому что на них есть спрос. Профильному комитету администрации Волгограда имеет смысл проанализировать пассажиропоток на этих маршрутах и организовать проведение конкурсной процедуры, которая позволила бы любому предпринимателю выйти на маршруты и осуществлять перевозки на законных основаниях. Как сказал Маяковский, «если звёзды зажигают, значит, это кому-нибудь нужно». То же самое с этими маршрутами — если они работают, значит, есть потребность в них у людей, — говорит депутат Дмитрий Калашников. — Потенциальный исполнитель этого контракта отвечал бы и за качество услуг, и за расписание, и за необходимые процедуры, связанные с медицинским осмотром, и за соблюдение правил ПДД. Другого законного механизма я не вижу.

Это практически единственный способ соблюсти интересы всех сторон — властей, которые переживают за безопасность на дорогах города, коммерсантов, которые хотят законными способами получать прибыль, и жителей Волгограда, которые заинтересованы в удобном и доступном общественном транспорте.

Редакция «НовостиВолгограда.ру» официально уведомляет о своём намерении подать запрос в Генеральную прокуратуру РФ для юридической оценки фактов, перечисленных в этой публикации.