Posted 22 февраля 2022,, 11:16

Published 22 февраля 2022,, 11:16

Modified 23 февраля 2023,, 20:56

Updated 23 февраля 2023,, 20:56

«Кровь в любом случае прольётся»: что принесёт России признание ДНР и ЛНР?

«Кровь в любом случае прольётся»: что принесёт России признание ДНР и ЛНР?

22 февраля 2022, 11:16
Фото: novostivolgograda.ru
Накануне президент России Владимир Путин официально признал независимость Донецкой и Луганской народных республик. Этот политический шаг ознаменовал крах нереализованных Минских соглашений и новый виток конфликта в Донбассе. Последствия этого решения жители России неизбежно ощутят на себе.

Приведёт ли признание независимости Донбасса к началу открытой войны? Ждать ли населению РФ «адских» санкций США и Европы, вплоть до полного запрета на поставку импортных товаров или закрытия границ? Насколько тяжёлым станет экономический кризис, связанный с падением курса рубля и фондового рынка? Возможные последствия признания ДНР и ЛНР – в материале «НовостиВолгограда.ру».

Признание ДНР и ЛНР было неизбежным?

Когда Госдума официально попросила президента признать независимость самопровозглашённых республик Донбасса, Кремль поначалу уклончиво комментировал эту инициативу, ссылаясь на необходимость использовать все возможности переговорного процесса в рамках Минских соглашений. Однако обострение конфликта вынудило российские власти форсировать события.

Это решение было взвешенным, оценивались все риски. Мы же видели, что готовилась резня на Донбассе, а это были бы десятки тысяч жертв и танки на улицах городов. Я думаю, что наше население не простило бы бездействие наших властей в этой ситуации. Так что решение сложное, но я полагаю, что верное, – считает политолог Марат Баширов, вице-президент партнёрства «Национальной ассоциации специалистов по связям с органами государственной власти».

Главным политическим последствием признания ДНР и ЛНР является признание Минских соглашений нереализованными. Но они и так фактически не соблюдались, поэтому с точки зрения политологов действия России представляют собой попытку не допустить нового обострения вооружённого конфликта у собственных границ. Кроме того, теперь российские власти наверняка ускорят процесс предоставления российского гражданства выходцам с Донбасса, тем самым формируя себе лояльный электорат (не заставший, в отличие от коренного населения, ни ощутимого падения уровня жизни, ни волны уличных протестов, ни повышения пенсионного возраста). Так что, с прагматической точки зрения, признание ДНР и ЛНР было в значительной степени неминуемым шагом, напрямую вытекающим из всей предшествующей внешней политики России.

Будет ли новая война в Донбассе?

Признание ДНР и ЛНР развязывает России руки в вопросе военного присутствия на Донбассе. Теперь российские военные смогут официально войти на эту территорию под предлогом осуществления миротворческой миссии. Вряд ли вооружённые силы Украины придут от этого в восторг, тем более что пока нет окончательной ясности насчёт того, в каких границах Россия собирается фактически признать республики. Существенную часть Донецкой и Луганской областей контролирует Украина, и если РФ будет настаивать на том, что ДНР и ЛНР должны получить власть над этими территориями в полном объёме, не исключено и военное противостояние. Вместе с тем у России, по мнению политологов, нет задачи аннексировать восточную часть Украины или официально принять самопровозглашённые республики в состав РФ.

Думаю, что присоединение ДНР и ЛНР к России вряд ли произойдёт. Они долгое время будут самостоятельными. Но интеграция, конечно, будет серьёзная, в первую очередь экономическая и военная. Думаю, что после сегодняшних решений Госдумы и Совета Федерации о ратификации соглашений российские войска уже легально появятся на территории этих республик. Соответственно, там будут российские базы, – считает Марат Баширов.

Эксперты пока осторожно высказываются по поводу вероятности прямого вооружённого конфликта между российской и украинской армией в Донбассе. Волгоградский политолог Александр Сайгин надеется, что здравомыслие возобладает. С обеих сторон никому не выгодно начинать полномасштабную войну – хотя бы потому, что в зоне боевых действий при таком развитии событий могут оказаться объекты ядерной энергетики. При диверсии или случайном попадании снарядов в один из этих объектов победителей в конфликте не будет.

Какое-то количество крови, к сожалению, в любом случае прольётся. Но я очень сильно сомневаюсь, что кто-то действительно собирается играть в большую войнушку. Всё-таки у Украины четыре действующих АЭС: одна случайная ошибка – и Чернобыль может показаться очень маленьким происшествием. Таких рисков никто не станет предпринимать, поэтому никакой всеобщей мобилизации явно не будет, – уверен Александр Сайгин.

Насколько суровыми будут новые санкции?

В отличие от военных действий, перспектива введения новых экономических санкций против России из-за признания ДНР и ЛНР более чем реальна. После подписания соответствующего указа президентом курс рубля и стоимость акций российских компаний резко упали.

Курсы доллара и евро продолжают расти – по состоянию на утро 22 февраля доллар оценивался в 80 рублей 20 копеек, евро стоило 90 рублей 82 копейки (MOEX). При обострении внешнеполитической обстановки российская валюта рискует ещё сильнее обесцениться по отношению к доллару и евро, что неизбежно повлечёт за собой рост цен на импортные товары. Невзирая на жизнерадостные заявления премьер-министра Михаила Мишустина о том, что санкции помогут выполнить план по импортозамещению, экономика России по-прежнему в значительной степени зависима от зарубежных поставок. Отказ европейских стран от закупки российских энергоресурсов и введение торговых ограничений может вызвать заметное повышение цен на потребительские товары внутри страны (по крайней мере, до тех пор, пока рынок не перестроится на другие каналы импорта-экспорта). На фоне не до конца преодолённого «коронакризиса» эти последствия явно не окажут живительного эффекта на доходы россиян.

В то же время эксперты не ожидают, что новые зарубежные санкции действительно станут «адскими», как грозятся американцы. Они могут затронуть элиту и крупный бизнес, но не рядовых граждан.

Среднестатистический россиянин этих санкций не заметит. Мы защищены с точки зрения продовольственной безопасности, у нас огромные водные ресурсы, всё в порядке с энергетикой. У нас есть внутреннее производство всех основных видов товаров. У нас огромные золотовалютные запасы – мы можем вообще ничего не зарабатывать три года подряд. У нас очень низкий госдолг по отношению к ВВП, – перечисляет сильные стороны российской экономики политолог Марат Баширов. – Чем эти санкции могут нам грозить? Нам не продадут пятнадцатый айфон? От этого расстроится 0,5% населения, потому что остальные пользуются китайскими моделями.

Фактически санкции Запада лишь подтолкнут Россию к дальнейшему сближению с Китаем, полагает эксперт. В частности, если российские банки всё-таки отключат от международной системы SWIFT, банковская система страны за несколько недель переориентируется на аналогичную китайскую систему, работающую в странах Юго-Восточной Азии. Китай так же, как Россия, выступает против расширения НАТО, и становится естественным союзником РФ в условиях санкционного давления.

По мнению волгоградского политолога Александра Сайгина, санкции, связанные с признанием Россией независимости ДНР и ЛНР, на поверку окажутся не столь сильными, как хотелось бы Украине и США. На уровне жизни простых россиян они скажутся незначительно: их влияние на благосостояние населения не сравнится с экономическим кризисом 2008 года или последствиями присоединения Крыма в 2014 году.

Предыдущие санкции, хотя и принимались в отношении элиты, лёгким движением руки спокойно распределялись на всю Российскую Федерацию. Население-то не виновато, и против него никто санкций принимать не собирается. Санкционный режим не даёт того эффекта, на который рассчитывали на Западе, – отмечает Александр Сайгин. – «Северный поток», наверное, заморозят на какое-то время. Российский фондовый рынок обвалится и будет какое-то время чувствовать себя некомфортно. Но большинству людей от этого не жарко и не холодно, потому что у них нет ни акций, ни сбережений. В отсутствие реальной финансовой подушки безопасности приходится сублимировать имперское величие.

Вместе с тем эксперты указывают, что акции российских компаний (особенно госкорпораций) после признания ДНР и ЛНР наверняка упадут в цене. Это вряд ли окажет на них критическое воздействие, но на то, чтобы отыграть потери, у бизнеса уйдут годы. Проблемы могут возникнуть в первую очередь у предприятий, ориентированных на экспорт и обслуживающих военно-промышленный комплекс.

В целом признание Россией независимого Донбасса вписывается в общую канву «новой холодной войны» с Западом. Никаких значительных перемен во внешнеполитическом плане оно не приносит, но усугубляет изоляцию России на мировой арене. И хотя эксперты видят позитивный эффект в экономическом и политическом сближении РФ с Китаем, в ближайшие годы ещё только предстоит выяснить, считает ли сам Китай этот союз равнозначным партнёрством.

"