Posted 21 февраля 2020,, 11:24

Published 21 февраля 2020,, 11:24

Modified 17 октября 2022,, 10:48

Updated 17 октября 2022,, 10:48

Как красивая отчетность чиновников подрывает доверие к власти

21 февраля 2020, 11:24
Отчетные показатели достижений во всех сферах жизнедеятельности страны с реальным положением дел зачастую не имеют ничего общего.

Это же касается и больной темы для страны – демографии, методы борьбы за которую вызывают вопросы, пишут «Новые известия».

Если послушать отчеты чиновников, то в стране резко снизилось число случаев лишения родительских прав. Семьи становятся все крепче, все здоровее. А значит, стоит говорить об улучшении демографии и строить на этом прогнозы.

В реальности граждане видят совсем другую тенденцию и иные результаты, от которых уровень доверия граждан к институтам государственной власти падает.

По мнению экспертов, в нынешнем виде система защиты детей в РФ не является эффективной и требует серьезных доработок.

«Самая главная беда – вся эта «фабрика сиротства», карательный подход к семье заложен в Семейном Кодексе Российской Федерации. Пятьдесят одна статья, которая говорит о том, как нужно лишать родительских прав, ограничивать. И девять статей – о том, как обустраивать детей, оставшихся без попечения родителей. Вот когда ребёнка уже отбирают, Семейный Кодекс подробнейшим образом описывает усыновление, опеку, приёмную семью и так далее. Но в семейном кодексе нет никаких правовых оснований для оказания семье помощи и поддержки», – говорит председатель правления региональной общественной организации «Право ребёнка» Борис Альтшулер.

Он вспоминает, что в 2013 году в статью 65 Семейного кодекса была внесена дополнительная 4-я часть, где впервые появились слова «помощь семье». Родители (законные представители) если испытывают трудности с выполнением своих обязанностей, имеют право на поддержку в виде социально-правовой, психологической и прочей помощи. Оказание этой помощи даже регулируется законом о социальном обслуживании. Но статья, по словам эксперта, так и осталась лишь декларативной.

Юрист Екатерина Гордон видит проблемы в формализме и коррупции органов опеки

«Еще есть случаи, когда органы опеки, пользуясь своими полномочиями не дают усыновить ребёнка или судятся, например, со здоровой бабушкой, которая хочет забрать ребёнка домой при отсутствующих родителях, и принимают очень странные решения не в пользу живого родственника», – отмечает Гордон.

При этом она поясняет, почему порой органы опеки на местах просто физически не могут справиться со своими обязанностями. Согласно мониторингу Росстата, в 2018 году в России из 2506 органов опеки 454 имели в штате лишь одного сотрудника. А в 5 территориальных органах вообще никого нет.

В целях улучшения демографии государство даже готово выплачивать материнский капитал за первенцев. Однако независимый эксперт-демограф Алексей Ракша объяснил, почему это не спасет ситуацию.

«С момента введения программы маткапитала возникла сильнейшая (R2>0,95) статистическая связь между рождаемостью вторых и третьих детей и реальными доходами населения годом ранее. Она есть и для четвёртых детей. Для первых детей связи с доходами как не было, так и нет. Все меры, направленные на стимулирование рождаемости первенцев за последние годы, провалились. К тому же число женщин в возрасте 31-36 лет, когда в среднем рождают вторых, третьих и последующих детей, почти вдвое превосходит число женщин в возрасте 20-25 лет, когда рожают первенцев», – комментирует демограф.

Хотя существенной пользы с точки зрения рождаемости расширение программы материнского капитала не даст, но может простимулировать выдачу ипотеки при крайне высокой долговой нагрузки на население.

В прошлом году, по данным Минэкономразвития, каждый второй заемщик ежемесячно отдавал банкам более 50% дохода. По информации рейтингового агентства Fitch, 25% заемщиков ежемесячно выплачивали банкам более 80% доходов. Просроченная задолженность оказалась в 3,5 раза выше зарегистрированной: судебные приставы ведут исполнительные дела на 2,66 трлн рублей при официальной оценке просрочки Центробанком в 765 млрд рублей.

В таких условиях дополнительное стимулирование выдачи ипотечных кредитов вместо помощи может привести множество семей к финансовому краху.

"