Posted 19 июня 2020,, 11:26

Published 19 июня 2020,, 11:26

Modified 12 марта 2023,, 10:02

Updated 12 марта 2023,, 10:02

Как волгоградский школьник стал взрывоопасным «мстителем»

Как волгоградский школьник стал взрывоопасным «мстителем»

19 июня 2020, 11:26
Фото: novostivolgograda.ru
Задержание 14-летнего Ярослава И., который предположительно готовил атаку на свою школу в Тракторозаводском районе, стало очередным успехом волгоградских силовиков, не допустивших теракта. Однако, новая история с одиноким мстителем поставила массу вопросов перед системой профилактики в отношении замкнутых подростков.

Речь о школьниках, которые распространенные мальчишеские хобби, связанные с интересом к оружию, возводят в ранг культа и часто готовы положить на алтарь славы собственную судьбу и свободу, а заодно забрать жизни преподавателей и одноклассников.

Школьники сходят с ума по всей стране

По России за минувшие полгода прокатилась целая волна несостоявшихся террористических атак на школы, которые благодаря оперативной работе в основном сотрудников территориальных управлений ФСБ так и остались в стадии страшных сценариев.

Еще в феврале двоих 15-летних старшеклассников задержали в Саратове. Подростки втайне ото всех готовили нападение на школу. А вдохновение черпали в интернет-сообществах с идеологией массовых убийств.

В апреле уже в Тюменской области был задержан студент, готовивший вооруженную атаку на местную школу

По подобному же сценарию планировал действовать 14-летний подросток в Красноярске. Он также разрабол план вооруженного нападения на школу. Осуществить задуманное ему помешали карантинные меры из-за пандемии коронавируса, когда учреждение перешло на дистанционную работу. Опасного ученика правоохранители задержали во время карантина.

Наконец, буквально на прошлой неделе следователями СУ СКР по Красноярскому краю было возбуждено уголовное дело в отношении трех 14-летних подростков. Следствие вменяет им изготовление взрывных устройств. Как и волгоградский подросток, опасная троица исповедовала анархистские взгляды.

Пока нет подтвержденной информации, что кто-либо из вышеперечисленных несостоявшихся террористов из разных городов общался между собой или состоял в одном и том же сообществе в соцсетях, чтобы проследить процедуру возможной вербовки несовершеннолетних. Однако нет сомнения, что на данном взрывоопасном срезе, вобравшем в себя непредсказуемых и латентно опасных подростков со всей страны, аналитики правоохранительных органов откроют для себя много полезных деталей и составят психологические портреты потенциально опасных мстителей.

Последний громкий пример с волгоградским школьником только дополняет и усиливает общую картину.

На учетах не состоял

Напомним, 14-летний волгорадский школьник Ярослав И. был задержан 11 июня сотрудниками УФСБ региона. По оперативным данным учащийся не просто изготовил в домашних условиях самодельные взрывные устройства, зажигательные гранаты, «Коктейли Молотова», но и якобы планировал со всем этим боевым арсеналом ворваться в свое учебное заведение.

Как выяснилось, на учете в органах профилактики Ярослав И. не состоял, поскольку к своим 14 годам не успел натворить ничего такого, что привлекло бы внимание правоохранителей. Нельзя назвать его и проблемным ребенком, поскольку в поле зрения психологов и педагогов он не попадал вовсе, рассказала нашему издании детский омбудсмен Нина Болдырева, которая уже успела пообщаться с родителями Ярослава И.

— Это единственный ребенок в семье. Родители понимают, что на каком-то этапе упустили контроль за ребенком, полагаясь на его подростковые увлечения и интересы. Когда он проявлял самостоятельность, они старались не давить на него.

Возможно, такая родительская лояльность в воспитании объясняется совсем не богатырским здоровьем подростка, имевшим определенные проблемы в развитии, которые в свою очередь накладывали отпечаток на его поведение.

Сейчас детский омбудсмен на уровне региона занимается урегулированием вопросов с УФСИН, чтобы арестованному до 11 августа подростку были созданы необходимые условия жизнедеятельности в СИЗО.

Анархизм и азбука террориста

Подросток находится за решеткой уже ровно неделю. Именно эта дата задержания — 11 июня отражается в графе — время последнего визита школьника в соцсети. Там он проводил много часов в день, вероятно, черпал вдохновение для своего нетрадиционного и общественно опасного хобби.

Возможно, именно в интернете на закрытых форумах, которые подпольно существуют несмотря на усилия Роскомнадзора, подозреваемый выискивал рецепты своих изобретений с опасными взрывоопасными начинками. Напомним, при задержании у него был найден целый арсенал взрывчатых веществ.

- В ходе осмотра его квартиры были обнаружены СВУ, компоненты, необходимые для его изготовления, в том числе металлические поражающие элементы, а также 18 готовых к использованию бутылок с зажигательной смесью, — рассказала журналисту издания «НовостиВолгограда.ру» старший помощник руководителя областного СУ СКР Наталия Рудник.

Своеобразные учения Ярослав И. проводил в овраге недалеко от своей школы. Уже на первых допросах он рассказал, что его занятия — чисто из развлечения, а само хобби — это скорее пиротехнические изыскания, нежели что-то серьезное. Однако даже беглый взгляд на личную страницу не состоявшегося «взрывника» говорит об обратном.

Любимые книги: «Поваренная книга анархиста», «Азбука домашнего террориста». Главным в жизни Ярослав называет совершенствование мира и увлекается панком, среди разных сомнительных и деструктивных сообществ, в которых он состоит, есть, например, «Мир Маньяков и Серийных Убийц».

Моя комната — моя крепость

Ярослав И. единственный ребенок и воспитывался в обычной волгоградской семье, лишь недавно родители приняли решение не жить вместе. В квартире у подростка была своя комната, где он был полноправным хозяином и выступал против того, чтобы мать делала там уборку — следил за порядком сам. Во время визитов отца своими взрывоопасными поделками Ярослав также не хвастался.

Как удалось выяснить корреспонденту издания «НовостиВолгограда.ру» от источника в окружении школьника, у Ярослава И. не было открытых конфликтов со сверстниками. Однако, из-за того, что последние полтора года подросток находился на дистанционном обучении вследствие ограничений по здоровью, у Ярослава могли накопиться какие-то невысказанные обиды из-за недостатка общения. В любом случае, новость о предположительно готовившемся теракте стала для учеников школы, знавших Ярослава лично, большой неожиданностью — даже несмотря на увлечения последнего различного рода деструктивными течениями и сообществами в соцсетях.

Сознание подростка не способно фильтровать информацию

В общем и целом период взросления любого современного подростка, особенно мальчика, это время сплошных соблазнов. Подростка необходимо направлять в правильное русло — привить любовь к спорту или здоровым хобби.

А вот сумбур улицы или деструктивных сообществ в Интернете может завести юного гражданина совсем не туда, ведь сознание подростка не всегда способно фильтровать информацию, уверена детский психолог Наталья Тодорова.

- Это общая проблема. Сейчас воспитание родителей очень часто оставляет желать лучшего. Они заняты добыванием денег, от этого очень маленькое внимание детям. Часто зависают в гаджетах и Интернете, причем тоже самое делают и дети, поэтому отчуждение растет. Еще один аспект — очень много насилия не только в фильмах, но и в мультфильмах. Всегда подача информации связана с конфликтом, противостоянием и часто какими-то неадекватными реакциями главного героя. По сути это пропаганда насилия и в развлекательном контенте, а часто и в новостях. Естественно, это отражается на детской психике, вследствие этого дети стараются выбирать агрессивные игры на компьютере. И еще один немаловажный аспект — общее воспитание. Как родители сами относятся к учителям, что говорят детям про школу. Наталья Тодорова, детский психолог

Помимо очевидного недостаточно плотного родительского контроля — отец и мать умудрились не заметить почти три десятка взрывпакетов и коктейлей Молотова у себя в квартире, причину произошедшего стоит искать в доступности информации. Ведь свои СВУ подросток собирал, сидя не в библиотеке, а перед компьютером.

Хотя для большинства мальчиков этой возрастной категории и свойственно интересоваться какими-то на первый взгляд игрушками — почти каждый мальчишка играл в «войнушку», однако всегда нужно учитывать, что это может перерасти в очень опасные увлечения, замечает детский омбудсмен Нина Болдырева.

— Проблема, прежде всего, в доступности информации. Каждый случай какого-то вопиющего преступления, совершенного школьником, освещается в СМИ. И не все видят в них только антигероев, многие и героизируют этих стрелков, хотят им подражать. Кроме того, в сети много информации о различных деструктивных направлениях и инструкций, например, как соорудить взрывоопасное устройство.

Что именно хотел сказать подросток своим боевым арсеналом? Был ли это молчаливый протест и мог ли он перерасти в страшную трагедию, сейчас выясняет следствие. Поэтому давать оценки мотивациям подозреваемого школьника преждевременно, уверена детский омбудсмен Нина Болдырева.

Однако и тех очевидных статей в связи с изготовлением боеприпасов, что ему вменяются, достаточно, чтобы подросток на несколько лет отправился на перевоспитание и под неустанный надзор. По закону РФ Ярославу И. в силу возраста суд не сможет назначить приговор сроком более, чем на десять лет. Наказание могут понести и родители, но только в виде административной ответственности за отсутствие подобающего родительского контроля.

"