Posted 18 сентября 2020,, 13:27

Published 18 сентября 2020,, 13:27

Modified 17 октября 2022,, 10:31

Updated 17 октября 2022,, 10:31

Вместо штрафов только точки после буквы X: весовой контроль в Волгограде неэффективен

18 сентября 2020, 13:27
Недавно в Волгоградской области начали устанавливать автоматические посты весового контроля с камерами фиксации. Планировалось, что такие посты позволят взвешивать и определять размеры транспортных средств, движущихся в потоке, без участия полиции – а заодно сразу передавать данные о перегруженных фурах в ЦАФАП ГИБДД.

Однако очень скоро выяснилось, что автоматический весовой контроль в регионе неэффективен: водители большегрузов нашли способ «обмануть систему». «НовостиВолгограда.ру» рассказывает, почему посты с камерами, но без полицейских не помогли решить проблему разрушения дорог многотонными грузовиками.

По данным комитета информационных технологий Волгоградской области, в 2020 году в регионе были установлены шесть автоматических постов контроля. В полном объёме они начали работать с августа. По утверждению чиновников, внедрение системы позволит постепенно сократить количество нарушений в сфере грузоперевозок и обеспечить сохранность волгоградских дорог – слишком уж часто перегруженные фуры проносятся по только что отремонтированным магистралям, в том числе в жару.

Сейчас посты автоматического весового контроля работают на Третьей Продольной в Волгограде, перед въездом на мостовой переход Волжской ГЭС и на мосту через Волгу. За пределами городской агломерации Волгограда и Волжского есть ещё три «весовых»: на въезде в Котельниково, на съезде с трассы М-21 в сторону Серафимовича и в районе станицы Нехаевской.

Через территорию Волгоградской области проходят три федеральные трассы. Основной поток внутренних транзитных грузовых перевозок формируется вокруг Волгоградской агломерации, а внутренние грузоперевозки в районах Волгоградской области привязаны к конкретным предприятиям, генерирующим временные (стройки), сезонные (элеваторы) или постоянные (карьеры, заводы) грузопотоки. По промежуточным данным, доля транспорта, движущегося с перегрузом, составляет порядка 30%. Средний перевес на 40% больше допустимого веса груза, – пояснили в Облкомдортрансе.

Автоматизировать систему весового контроля чиновники, безусловно, хотели с благими целями. Но очень скоро выяснилось, что такой подход не работает. Дальнобойщики, которые едут с перегрузом, просто стали останавливаться перед постами и закрывать автомобильные номера, после чего спокойно продолжают путь. В результате штраф за нарушение уходит в никуда, а на электронном табло вместо реального номера остаётся только надпись с буквами XXX. Общественный активист Алексей Ульянов рассказал, что такая картина на весовом посту на Третьей Продольной магистрали в Волгограде наблюдается примерно в 60-70% случаев.

Объёмы штрафов за перегруз прописаны в КоАП РФ и зависят от масштабов превышения. Для физлиц они сравнительно невелики, однако грузовой транспорт в основном принадлежит юридическим лицам. Коммерческим фирмам в случае выявленных нарушений грозят солидные взыскания, причём если перевес зафиксирует камера на посту автоматического контроля, штраф начислят по максимальному «тарифу». Перегруз от 2% до 10% обойдётся юрлицу в 150 тысяч рублей, от 10% до 20% – в 300 тысяч, от 20% до 50% – в 400 тысяч рублей. За превышение массы более 50% придётся заплатить полмиллиона. По сравнению с огромными штрафами для юрлиц наказание для водителя за попытку скрыть номер выглядит откровенно смешным: 5 тысяч рублей или лишение прав на срок до полугода.

Штраф за перегруженную фуру – бешеный, огромный. А за скрытый от камеры номер – 5 тысяч рублей. Дополнительная проблема – в том, что у этих камер большая погрешность, – говорит Алексей Ульянов. – Сама мера автоматического весового контроля неэффективна на 100%. На обычном посту ДПС, если водитель не согласен, что у него перегруз, это всегда можно перепроверить. Вдруг он скорость больше взял, отбой получился? Даже если перепад высот асфальтобетона на дороге превышает четыре миллиметра, погрешность у камеры весового контроля уже будет огромнейшей. Конечно, нужно своевременно убирать колейность, но это не отменяет того, что система весового контроля в её нынешнем виде не работает.

Учитывая значительную погрешность камер, становится понятно, почему владельцы логистических компаний относятся к автоматическому весовому контролю с неприкрытой враждебностью. Даже те бизнесмены, которые стараются соблюдать все требования закона, боятся, что из-за «ложной тревоги» могут потерять огромные суммы. Вместе с тем у водителей фур нет стимула соблюдать правовые нормы, когда они понимают, что могут их нарушать без серьёзных последствий.

Законодательный способ решения этой проблемы может быть только один: увеличение штрафов за нечитаемые номера. Однако доказать сознательное нарушение в данном случае будет сложно, поскольку водителей, практикующих такое поведение, придётся ловить за руку, – отмечает Дмитрий Калашников, депутат Волгоградской областной Думы от «Справедливой России», который входит в состав парламентского комитета по транспорту и дорожному хозяйству.

Ужесточение ответственности за скрытые номера действительно выглядит наиболее очевидным способом решения проблемы. Общественники полагают, что оно снизило бы также риск взяточничества со стороны сотрудников полиции. Нарушение уже не считалось бы незначительным, и к полицейскому, отпустившему дальнобойщика с закрытыми номерными знаками, у начальства сразу появились бы серьёзные вопросы. Поэтому вместо увеличения количества камер и автоматизированных точек контроля активисты считают необходимым дисциплинировать водителей законодательным кнутом, параллельно создавая больше постов ДПС, где дежурили бы живые, честные и бдительные сотрудники полиции.

Когда законодатели наконец-то начнут принимать меры против водителей, которые заклеивают номера, тогда этот вопрос и начнёт решаться. Если вместо штрафа будет наказание в пятнадцать суток ареста, дальнобойщики будут уже по-другому рассуждать. А сейчас договориться с полицейским насчёт пяти тысяч проблемы для водителя не составляет. Это выйдет дешевле, чем тот же штраф оплатить через «Госуслуги». Конечно, все мы надеемся, что сотрудники полиции неподкупны, но информация из Интернета показывает, что по-прежнему среди них находятся те, кто берёт деньги, – говорит Алексей Ульянов. – Поэтому сейчас заклеенный номер дальнобойщика вообще не пугает. Пока не будет эффективной системы наказаний и налаженного контроля, наши дороги так и будут разрушаться. Но при таком серьёзном наказании, как арест на пятнадцать суток, ни один водитель не будет надеяться на то, что отдаст пять тысяч рублей и поедет дальше.

У представителей органов власти несколько иной взгляд на ситуацию. Они согласны, что ужесточение ответственности за скрытые номера должно сработать, но в то же время склонны полагать, что недополучение штрафов из-за неэффективности постов весового контроля – меньшее зло по сравнению с коррупцией. Никому не хочется, чтобы в Волгоградской области повторилось нашумевшее «дело батальона гаишников», после которого жители региона надолго утратили доверие к сотрудникам ДПС и ГИБДД. Весь вопрос в том, как повысить сознательность водителей большегрузного транспорта, чтобы автоматические посты контроля начали в полной мере выполнять свои функции.

Мы прекрасно понимаем, что наличие человеческого фактора может повлечь за собой определённые проявления коррупционного характера. Поэтому можно поспорить с тем, что автоматические посты весового контроля неэффективны. Для порядочных водителей большегрузов, которые соблюдают закон, не допускают превышения веса и не скрывают номера автомобилей, автоматические посты не являются проблемой, поскольку позволяют существенно сэкономить время.Дмитрий Калашников, депутат Волгоградской областной Думы

Можно понять, почему сторонники автоматического весового контроля настаивают на продолжении эксперимента с камерами. Поборы с дальнобойщиков, которые некоторые недобросовестные сотрудники полиции практикуют в обмен на беспрепятственный пропуск перегруженных фур, – явление далеко не новое. Несколько лет назад громкий коррупционный скандал, связанный с работой постов весового контроля, разгорелся в соседней Ростовской области: тогда выяснилось, что за свободный проезд большегрузов в южных регионах России нечистые на руку полицейские требовали солидные суммы от компаний-перевозчиков. «Абонемент», позволявший ездить повсюду без проверок на перегруз, стоил 400 тысяч рублей. Поборы организовывались по «централизованной» схеме: люди в гражданском принимали от каждого дальнобойщика «дань», после чего переводили собранные средства сотрудникам ГИБДД и предоставляли список машин, которые проверять не нужно. Повторения такой ситуации в Волгоградской области местные депутаты и чиновники боятся, как огня.

В то же время нет гарантии, что две проблемы – неэффективный весовой контроль и коррупция – не сольются воедино. Пользователи соцсетей утверждают, что уже сейчас в регионе в той или иной степени практикуется получение сотрудниками ДПС регулярной мзды от дальнобойщиков.

Один из читателей моего блога рассказывал, что ехал со стороны Краснослободска и видел целый ряд большегрузов с полностью закрытыми номерами. Они уже отъезжали от поста ГАИ на мосту через Волгу, а какой-то человек, сопровождавший их на легковой машине, якобы в этот момент мило улыбался, общаясь с полицейскими.Алексей Ульянов, волгоградский общественный активист

Коммерческие компании, сельхозпредприятия и элеваторы, которым невыгодно отправлять в путь фуры, загруженные только наполовину, изобретают и другие способы, позволяющие «обмануть систему». Например, оформляют двойные накладные – такой трюк известен уже давно и может помочь в случае претензий со стороны сотрудников ДПС. Поэтому тем, кто всё же попытается решить проблему большегрузов, разрушающих новый асфальт на волгоградских трассах, придётся учесть все хитрости и обходные пути – иначе в этом не помогут ни камеры, ни полицейские, ни ужесточение наказаний.

А пока что, несмотря на критику со стороны общественников, эксперимент с автоматизацией весового контроля в Волгоградской области продолжается. По данным Облкомдортранса, с 2021 по 2023 годы в регионе запланирован ввод в эксплуатацию ещё семи постов весогабаритного контроля, а также пяти федеральных постов.

"