Коза и Буратино как тягачи развития туризма
Аналитика

Коза и Буратино как тягачи развития туризма

17 декабря 2020, 16:00Photo: novostivolgograda.ru
Сувениры — сладкое слово из детства, сулящее обладание чем-то уникальным, не таким, как у всех. Сложно раздобыть и дорого заплатить, а затем поставить в сервант или повесить на стену. Ещё ценнее — пользоваться в быту сувенирным платком, самоваром или игрушкой.

«Магнитики» с названием города, пожалуй, самый продаваемый туристам сувенир. Без них не приезжают даже из рабочей командировки, когда нет времени на посещение туристических объектов региона присутствия. Путешественники — в полном смысле этого слова — без аутентичных сувениров домой не вернутся. В каждом регионе России своя специфика определения географической идентификации — самовар в Туле, папаха на Кавказе, сумочки из чешуи воблы в Астрахани, в Волгограде — урюпинский пуховый платок.

В регионе сфера народных художественных промыслов подсчитана и структурирована в специальном «Перечне мест традиционного бытования народных художественных промыслов Волгоградской области». Более 1500 индивидуальных мастеров и 7 (в России их всего 300) предприятий функционируют по 8 направлениям производств, таких как вязание, керамика, обработка дерева, металлов, кожи и меха, текстильные изделия. Среди последних, пожалуй, самыми популярными являются предметы одежды и аксессуары из пуха.

Урюпинск — столица российской провинции — один из традиционных пунктов интереса туристов, посещающих Волгоградскую область. Селфи у памятника козе и приобретение товаров из козьего пуха это, как принято говорить «must have» — обязательные к исполнению действия.

Кроме самозанятых рукодельниц, производством красивых и полезных пуховых изделий здесь налажено в артели «Узоры». В прайс-листе более 70 наименований, каждое можно купить в фирменной лавке или заказать в интернет магазине. Микропредприятие с выручкой за прошлый год в 1,3 млн. рублей и чистой прибылью в 488 тыс. рублей.

— В этом году у нас полностью перекрыт очень важный канал сбыта — выставки. Фактически мы заперты на территории производства и внешние контрагенты ограничены буквально двумя городами — нашу продукцию можно найти в Нижнем Новгороде и московском ГУМе. Нам ещё удаётся компенсировать около 30% затрат на производство за счёт возмещений по программе Минпромторга. Некоторые наши коллеги были вынуждены забросить ремёсла.Раиса Казимирова, директор ООО «Узоры»

Ещё один раскрученный региональный бренд — «Царицынская игрушка», сырьём для которой выступает исключительно дерево. В каталоге предприятия больше сорока только разделов развивающих игр, предметов быта и прочих эксклюзивных сувениров. Продукция предприятия реализуется оффлайн, через обширный онлайн-ритейл, и с помощью контрагентов на экспорт. Оборот предприятия в прошлом году составил 28 млн. рублей. Чистая прибыль — 1 млн.

Минпромторг считает, что оборот народных художественных предприятий в 2019 году вырос на 27% и составил около 8 миллиардов рублей. В отраслевой ассоциации, напротив, говорят о многолетней стагнации и слабо реализуемых мерах поддержки.

Промыслы могут получить от государства субсидии на покрытие части затрат. Но беда в том, что ремёсла отнесены к промышленности. И каждая мастерская, получающая поддержку, должна показывать рост выпуска и продаж.

— Мне кажется, это в меньшей степени относится к промышленному производству. По сути своей это уже художественное произведение и подход к оценке такой продукции и разработке мер поддержки должен быть совершенно иным. Кроме того, нужны более устойчивые связи с торговыми сетями, с крупными магазинами — чтобы там была возможность у промыслов свою продукцию где-то реализовывать. Сергей Катырин, президент Торгово-промышленной палаты России

Photo:РБК "Бизнесвектор"

Считается, что за 30 лет Россия потеряла технологии сорока народных промыслов. Чтобы не получить сорок сороков забытых ремёсел, участники отрасли предлагают ослабить критерии поддержки мастерских, включить уникальные изделия в программы госзакупок и создать работающие на рынке, а не на бумаге, инструменты для привлечения частного капитала. Переживающая регресс отрасль народной самоидентификации требует направить бизнес-вектор на ренессанс.

Found a typo in the text? Select it and press ctrl + enter