Posted 17 декабря 2020,, 13:00

Published 17 декабря 2020,, 13:00

Modified 17 октября 2022,, 11:03

Updated 17 октября 2022,, 11:03

Коза и Буратино как тягачи развития туризма

17 декабря 2020, 13:00
Сувениры — сладкое слово из детства, сулящее обладание чем-то уникальным, не таким, как у всех. Сложно раздобыть и дорого заплатить, а затем поставить в сервант или повесить на стену. Ещё ценнее — пользоваться в быту сувенирным платком, самоваром или игрушкой.

«Магнитики» с названием города, пожалуй, самый продаваемый туристам сувенир. Без них не приезжают даже из рабочей командировки, когда нет времени на посещение туристических объектов региона присутствия. Путешественники — в полном смысле этого слова — без аутентичных сувениров домой не вернутся. В каждом регионе России своя специфика определения географической идентификации — самовар в Туле, папаха на Кавказе, сумочки из чешуи воблы в Астрахани, в Волгограде — урюпинский пуховый платок.

В регионе сфера народных художественных промыслов подсчитана и структурирована в специальном «Перечне мест традиционного бытования народных художественных промыслов Волгоградской области». Более 1500 индивидуальных мастеров и 7 (в России их всего 300) предприятий функционируют по 8 направлениям производств, таких как вязание, керамика, обработка дерева, металлов, кожи и меха, текстильные изделия. Среди последних, пожалуй, самыми популярными являются предметы одежды и аксессуары из пуха.

Урюпинск — столица российской провинции — один из традиционных пунктов интереса туристов, посещающих Волгоградскую область. Селфи у памятника козе и приобретение товаров из козьего пуха это, как принято говорить «must have» — обязательные к исполнению действия.

Кроме самозанятых рукодельниц, производством красивых и полезных пуховых изделий здесь налажено в артели «Узоры». В прайс-листе более 70 наименований, каждое можно купить в фирменной лавке или заказать в интернет магазине. Микропредприятие с выручкой за прошлый год в 1,3 млн. рублей и чистой прибылью в 488 тыс. рублей.

— В этом году у нас полностью перекрыт очень важный канал сбыта — выставки. Фактически мы заперты на территории производства и внешние контрагенты ограничены буквально двумя городами — нашу продукцию можно найти в Нижнем Новгороде и московском ГУМе. Нам ещё удаётся компенсировать около 30% затрат на производство за счёт возмещений по программе Минпромторга. Некоторые наши коллеги были вынуждены забросить ремёсла.Раиса Казимирова, директор ООО «Узоры»

Ещё один раскрученный региональный бренд — «Царицынская игрушка», сырьём для которой выступает исключительно дерево. В каталоге предприятия больше сорока только разделов развивающих игр, предметов быта и прочих эксклюзивных сувениров. Продукция предприятия реализуется оффлайн, через обширный онлайн-ритейл, и с помощью контрагентов на экспорт. Оборот предприятия в прошлом году составил 28 млн. рублей. Чистая прибыль — 1 млн.

Минпромторг считает, что оборот народных художественных предприятий в 2019 году вырос на 27% и составил около 8 миллиардов рублей. В отраслевой ассоциации, напротив, говорят о многолетней стагнации и слабо реализуемых мерах поддержки.

Промыслы могут получить от государства субсидии на покрытие части затрат. Но беда в том, что ремёсла отнесены к промышленности. И каждая мастерская, получающая поддержку, должна показывать рост выпуска и продаж.

— Мне кажется, это в меньшей степени относится к промышленному производству. По сути своей это уже художественное произведение и подход к оценке такой продукции и разработке мер поддержки должен быть совершенно иным. Кроме того, нужны более устойчивые связи с торговыми сетями, с крупными магазинами — чтобы там была возможность у промыслов свою продукцию где-то реализовывать. Сергей Катырин, президент Торгово-промышленной палаты России

Считается, что за 30 лет Россия потеряла технологии сорока народных промыслов. Чтобы не получить сорок сороков забытых ремёсел, участники отрасли предлагают ослабить критерии поддержки мастерских, включить уникальные изделия в программы госзакупок и создать работающие на рынке, а не на бумаге, инструменты для привлечения частного капитала. Переживающая регресс отрасль народной самоидентификации требует направить бизнес-вектор на ренессанс.

"