Posted 16 октября 2020,, 13:14

Published 16 октября 2020,, 13:14

Modified 17 октября 2022,, 10:58

Updated 17 октября 2022,, 10:58

Строить детсад или бороться с COVID: как новичку заработать на госзаказе в Волгограде

16 октября 2020, 13:14
Участие в госзакупках — один из верных способов преуспеть для волгоградских компаний. Зарекомендовав себя в качестве надёжного поставщика, предприниматель может собирать сливки с самых выгодных контрактов от муниципальных, региональных или даже федеральных властей и ведомств.

Но долгий путь, как известно, начинается с первого шага. Редакция «НовостиВолгограда.ру» решила изучить, как часто компаниям, не имеющим опыта участия в государственных тендерах, удаётся выигрывать важные торги, и рассказать несколько историй о дебютантах волгоградских госзакупок.

Изучив статистику, мы обнаружили, что с начала года в Волгоградской области компании, которые никогда прежде не получали госзаказов, выиграли 89 тендеров на сумму от 1 млн рублей и более. Сразу подчеркнём: мы не стремились специально найти некие подозрительные сделки и интересовались в первую очередь тем, на чём зарабатывают дебютанты волгоградских госзакупок. Выяснилось, что чаще всего свой первый контракт получают организации, специализирующиеся на поставке медицинского оборудования, строительстве и проектировании зданий, а также техобслуживании автомобилей.

Волгоградский общественник и эксперт проекта ОНФ «За честные закупки» Эдгар Петросян отмечает, что получение выгодного контракта организацией, которая впервые решила принять участие в госзакупке, вовсе не обязательно должно вызывать подозрения. Однако случается, что в таких торгах имеются нарушения.

Аукцион — на то и аукцион, чтобы тот, кто предложил меньшую цену за исполнение контракта, его выигрывал. Поэтому с точки зрения закона ничего подозрительного здесь нет. Просто нужно отслеживать аффилированность, чтобы понимать, что за компания выигрывает торги и как она на них заходит, — говорит Эдгар Петросян. — Другое дело, что при объявлении конкурса нередко прописываются критерии для потенциального подрядчика, среди которых может быть и участие в других госзакупках, и количество сотрудников, и так далее. Поэтому фирмам-однодневкам сложнее заходить на конкурс, чем на открытый аукцион.

Эксперт приводит типичный пример: строительная компания может создать дочернюю фирму, чтобы та заявилась на аукцион и выиграла важные торги, не вызывая подозрений. После завершения стройки эта фирма сразу же ликвидируется, тем самым позволяя компании избежать гарантийных обязательств. Но чаще всё-таки случается так, что дебютант госзакупок — просто удачливый коммерсант, нашедший способ заработать на работе с государственными органами. Но как подрядчику без опыта получить от государства миллионы?

Вариант первый: построить многострадальный детсад

В этом году в Волжском разгорелся масштабный скандал вокруг строительства детского сада в посёлке Металлург. Новое дошкольное учреждение на 120 мест должно было появиться на улице Иртышской, но когда местные власти объявили аукцион для поиска подрядчика, ситуация очень быстро начала принимать весьма странный вид.

Начальная цена контракта составляла более 149 млн рублей. Первые торги выиграла краснодарская компания «Взлёт-А». Но две волжские фирмы обжаловали итоги аукциона под надуманными предлогами, а потом заказчик сам попросил аннулировать сделку из-за ошибки в документации. Волгоградское УФАС насторожилось: никаких серьёзных нарушений при торгах не было, при этом подрядчику обещали 30-процентный аванс, что уже давно является редкостью в сфере госзаказа. Создавалось ощущение, что закупку ориентировали на конкретного поставщика. Антимонопольная служба отказалась отменять итоги аукциона. Тогда это сделали сами волжские чиновники, сославшись на коронавирус: мол, из-за эпидемии невозможно было начать строительство.

Правда, это не помешало почти сразу же повторить закупочную процедуру и отдать контракт на строительство детсада в посёлке Металлург очень неожиданному подрядчику. Возведение дошкольного учреждения доверили исправительной колонии № 26 областного УФСИН. Договор был подписан сразу после того, как чиновники отменили результаты предыдущей закупки. При этом стоимость строительства оказалась выше, чем если бы строительством детсада занялся победитель полноценного аукциона: 138,4 млн рублей. Колония тут же подыскала субподрядчиков — одним из них, по странному совпадению, оказалась компания, проигравшая на предыдущих торгах. Это вызвало гнев областного УФАС, которое пригрозило организаторам торгов уголовным преследованием за грубые нарушения закона.

Тем временем колония № 26 отдала субподряд по строительству детского сада фирме, на которую и ляжет основная ответственность за возведение здания. Компания ООО «Италбетон», никогда раньше не участвовавшая в госзакупках, внезапно получила целых 33,7 млн рублей от ИК-26 на изготовление и поставку железобетонных конструкций. По сути, дебютант госзакупок «Италбетон» проделает основную работу по строительству детсада, а другим субподрядчикам останется проложить инженерные коммуникации и выполнить внутреннюю отделку. И самое интересное — что колония обеспечит своему субподрядчику всё те же самые 30% аванса, которые так удивили Волгоградское УФАС. Просто поразительное доверие, учитывая, что для ООО «Италбетон», существующего с 2014 года с уставным капиталом в 10 тысяч рублей, это первый госконтракт.

В запутанной истории вокруг детского сада в посёлке Металлург сейчас разбираются не только антимонопольные органы, но и сотрудники прокуратуры. Им и предстоит определить, чем участники этого скандала руководствовались при выборе подрядных и субподрядных организаций.

Вариант второй: побороться со СПИДом

В начале сентября «Волгоградский областной Центр по профилактике и борьбе со СПИД и инфекционными заболеваниями» подписал контракт на оказание услуг по социальной рекламе. Провести среди жителей Волгоградской области информационную кампанию по профилактике ВИЧ-инфекции и гепатита доверили ООО «Сокол» — существующей всего лишь год компании безо всякого опыта участия в госзакупках.

Условия контракта были весьма привлекательными: начальная цена составляла 5,3 млн рублей, причём на оплату услуг подрядчика областному СПИД-центру выделялась субсидия. За эти деньги поставщик услуг должен был создать два видеоролика о борьбе с ВИЧ (каждый длительностью всего 19 секунд) и обеспечить их трансляцию в эфире региональных телеканалов; записать два аудиоролика по 29 секунд и запустить их в эфир как минимум одной FM-радиостанции; изготовить один цифровой баннер для размещения на новостном сайте; организовать распространение информации о борьбе со СПИДом в трёх социальных сетях. Кроме того, в обязанности подрядчика входило размещение социальной рекламы как минимум на десяти рекламных щитах, на светодиодных экранах в ТРЦ, на семи автобусах и даже в формате коротких видеороликов для кинотеатров, которые планировалось транслировать перед показом фильмов (несмотря на то, что сейчас кинотеатры в Волгоградской области закрыты из-за эпидемии коронавируса). Планировалось, что общий охват социальной рекламы от поставщика составит не менее 1,5 млн человек.

За госконтракт развернулась оживлённая конкуренция: в аукционе приняли участие пять компаний. Но выиграло торги именно ООО «Сокол», снизившее начальную стоимость контракта на 3,5%. Подрядчик согласился выполнить задание областного СПИД-центра за 5,1 млн рублей. Много ли волгоградцев с того момента увидели социальную рекламу с призывами беречь себя и проверяться на ВИЧ, неизвестно.

Дебют ООО «Сокол» на госзакупках оказался успешным для компании — особенно если учесть, что речь идёт о фирме с уставным капиталом в 10 тысяч рублей, которая существует с 2019 года, имеет всего лишь одного штатного сотрудника и зарегистрирована в обычной городской квартире в Краснооктябрьском районе. Впрочем, и до получения своего первого госзаказа маленькое, но гордое рекламное агентство не бедствовало: его чистая прибыль за 2019 год (точнее, за полгода существования) оценивается в 1,6 млн рублей.

Вариант третий: заработать на коронавирусе

Одна из самых очевидных возможностей заработать на госзакупках для компаний, которые никогда раньше этого не делали, связана с эпидемией коронавируса. Борьба с новым заболеванием, потребовавшая значительных и непредвиденных расходов со стороны госучреждений, стала прибыльным бизнесом для компаний, специализирующихся на поставке медицинского оборудования, препаратов и средств защиты. А поскольку лекарства и СИЗ в период эпидемии требуются безотлагательно, поставщиком в таких торгах может стать практически кто угодно — будь то фирма из Волгограда, Москвы или Южно-Сахалинска.

Хороший пример — контракт, который в начале апреля волгоградская консультативно-диагностическая поликлиника № 2 заключила с московским микропредприятием ООО «МедКомТех». Компания с единственным штатным сотрудником и уставным капиталом в 10 тысяч рублей, зарегистрированная в столице в июле 2019 года, получила 1 млн 440 тысяч рублей за поставку респираторов и костюмов химзащиты для сотрудников, выполняющих тесты на коронавирус. Кстати, основная сфера деятельности фирмы — разработка специализированного программного обеспечения для компьютеров.

«МедКомТех» обязался предоставить волгоградской поликлинике в общей сложности 500 костюмов химической и биологической защиты «JPC58-XL Neofit» по 2,1 тысячи рублей за штуку (сейчас такие же или аналогичные по свойствам комбинезоны можно приобрести по рыночной цене от 600-800 рублей). Кроме того, московский поставщик продал медучреждению тысячу респираторов модели «JM8622» по 380 рублей за штуку. Компания стала единственной участницей торгов. Оплата заказа производилась за счёт средств из фонда ОМС.

Кстати, «МедКомТеху», чей генеральный директор в прошлом работал в Волгоградской области как индивидуальный предприниматель, эта госзакупка открыла дорогу в большой мир торгов. С начала года фирма, дебютировавшая в сфере госзаказа с поставкой респираторов и костюмов химзащиты, заключила ещё одиннадцать контрактов с другими медучреждениями Волгоградской области, заработав на них в общей сложности 12 млн рублей. Не приходится сомневаться в том, что борьба с эпидемией COVID-19 — дело очень и очень выгодное.

Как видно, способов заработать на госзакупках у волгоградских предпринимателей немало — причём как у тех, кто едва зарегистрировал свой бизнес, так и у тех, чьи предприятия работают уже несколько лет. Главное — чтобы к аукционам, в которых принимают участие такие дебютанты, не возникало претензий у контролирующих органов…

"