Posted 14 декабря 2018,, 12:06

Published 14 декабря 2018,, 12:06

Modified 17 октября 2022,, 08:59

Updated 17 октября 2022,, 08:59

От картошки до телевизора: что волгоградские учреждения покупают по 499 тысяч рублей

14 декабря 2018, 12:06
Госзакупки — такая сфера, в которой каждая цифра может иметь существенное значение. От суммы тендера зависит, какие подрядчики смогут в нём участвовать, каким образом он будет оформляться и обратят ли на него особое внимание представители надзорных ведомств.

Среди закупок, часто вызывающих интерес у антимонопольщиков, особое место занимают контракты стоимостью чуть менее 500 тысяч рублей. О том, чем любопытны такие тендеры, — в материале «НовостиВолгограда.ру».

Действующее российское законодательство разрешает определённым учреждениям, — таким как вузы или поликлиники, — приобретать товары и услуги у единственного поставщика, но только при условии, что начальная цена каждого контракта не превышает полумиллиона рублей.

В соответствии с федеральным законодательством, для ряда организаций существует возможность заключать прямые контракты на сумму до 500 тысяч рублей. В этом пункте 44-ФЗ фигурируют образовательные, спортивные организации, учреждения культуры. Они могут проводить закупки путём заключения прямого контракта на сумму до 500 тысяч рублей. Формально в законе запрет установлен только в отношении общей суммы, на которую можно заключить такие контракты. В основной массе случаев такие закупки, как правило, законны.Руслан Литвинов, начальник отдела контроля государственных и муниципальных закупок Волгоградского УФАС

Однако иногда заказчику очень хочется провести закупку у «любимого» подрядчика (или очень не хочется отменять аукцион из-за того, что в нём оказался всего один участник). Здесь на выручку приходит так называемое «дробление закупок»: крупный тендер разделяется таким образом, чтобы соответствовать требованиям закона. В результате из одного контракта получаются три-четыре — причём все они сделаны как будто под копирку. Отличить такие закупки несложно: их стоимость почти всегда составляет от 480 до 499 тысяч рублей.

В Волгоградской области хватает случаев, заставляющих задуматься, не занимаются ли систематическим «дроблением закупок» местные госучреждения. Возможно, никаких нарушений в их действиях и нет, но некоторые региональные организации явно питают повышенную симпатию к заключению контрактов на сумму до 500 тысяч рублей.

Особой популярностью такие закупки по неведомым причинам пользуются у Федеральной службы исполнения наказаний. Например, ФКУ «Исправительная колония №9» регионального Управления ФСИН в декабре приобрела сразу три партии свежего картофеля в рамках гособоронзаказа по одной и той же начальной цене — 491,7 тысячи рублей. Во всех случаях, согласно аукционным документам, лишь одна из поданных заявок соответствовала требованиям федерального законодательства. В итоге победителем торгов оказалось ООО «Русполе» — оно завезёт в исправительную колонию примерно 90 тонн картошки на общую сумму почти в 1,5 млн рублей.

Точно такая же ситуация — с исправительной колонией №26, которая также оформила три идентичных закупки для приобретения аналогичного количества картофеля. Правда, это казённое учреждение оценило товар чуть дороже, из-за чего за каждую партию корнеплодов ему придётся заплатить по 499,9 тысячи рублей. Поставщик по этим контрактам — другой: это волгоградское ООО «Продресурсы», и право снабжать ИК-26 картофелем оно получило в честной конкурентной борьбе. Для чего нужно было дробить закупку натрое, если торги всё равно проводились на общих основаниях, остаётся под вопросом. К слову, у тех же «Продресурсов» ИК-26 немного раньше приобрела 75 тонн отрубей — вне конкурса и по наводящей на определённые ассоциации цене в 487,5 тысячи рублей.

Картошку в волгоградских структурах УФСИН, похоже, вообще принято закупать по одной и той же схеме. Скажем, лечебное исправительное учреждение №15 заказало всё у того же ООО «Продресурсы» 30 тонн картофеля за сумму, которая «не дотянула» до 500 тысяч всего 8 рублей. ИК-19 в Суровикинском районе потратила на аналогичные цели 498 тысяч рублей. Словом, в решении «картофельного вопроса» местные исправительные учреждения придерживаются неких неписаных традиций. Все упомянутые закупки проведены примерно в одно и то же время, их суммы и объёмы приобретённой продукции практически идентичны.

Комитет Волгоградской области по регулированию контрактной системы проводит огромное количество аукционов, поэтому уверенно говорить о каких-либо закономерностях в его деятельности сложнее. Тем не менее беглый поиск по сайту госзакупок показывает, что этот комитет имеет обыкновение приобретать различные медицинские препараты для нужд региональных больниц, формируя заказы таким образом, чтобы за каждую партию лекарств платить не более 499 тысяч рублей. Совпадение это или преднамеренная «закупочная тактика» — неизвестно.

Большим любителем закупок «до 500 тысяч» оказался Волгоградский социально-педагогический колледж. Он приобретает по соответствующим расценкам практически всё: сенсорную доску за 487 тысяч рублей, телевизор с проектором за 484,5 тысячи, беговые дорожки и инвентарь для спортзала за 497,6 тысячи, программное обеспечение — у одной и той же фирмы, но «в два подхода», за 488,7 тысячи и за 497 тысяч. Все закупки осуществлялись напрямую у подрядчиков. «Мелкие расходы» образовательного учреждения составили в общей сложности около 2,5 млн рублей.

Но рекордсменом по числу контрактов со «специфической» начальной ценой оказалось училище олимпийского резерва имени Родимцева. Оно только за ноябрь и декабрь разместило на официальном портале госзаказов одиннадцать сообщений о проведении закупок у единственного поставщика на сумму от 482,7 до 499,9 тысячи рублей.

Во всех случаях речь идёт о текущем капитальном ремонте здания, который училище проводит с привлечением нескольких подрядчиков. Несколько закупок практически идентичны, что позволяет говорить о признаках «дробления». По всем контрактам оплата проводилась без торгов, в упрощённом порядке. «Документация по закупке не предоставляется, предложения участников закупки не рассматриваются», — отмечено на официальном портале.

Например, за капитальный ремонт цоколя училище дважды заплатило по 488 тысяч рублей — сначала за облицовку стен фасада плиткой, потом за работы по гидроизоляции. Примерно за те же суммы организация отремонтирует гаражный блок, спальный и учебный корпус, а также пристройки. Если объединить все «раздробленные» закупки, то общая сумма, которую образовательное учреждение потратит на ремонт, составит почти 5,5 млн рублей.

Волгоградские эксперты по госзакупкам предупреждают, что выдвигать какие-то обвинения, руководствуясь только фактом наличия закупок на сумму до 500 тысяч рублей, не стоит. Эта практика законом не запрещена.

Сам факт заключения таких контрактов ещё ни о чём не свидетельствует, даже если их десять заключено за один день, — пояснил корреспонденту «НовостиВолгограда.ру» Руслан Литвинов, начальник отдела контроля государственных и муниципальных закупок Волгоградского УФАС. — Даже если в таких ситуациях выявляются нарушения, они обычно связаны с антимонопольным законодательством, а не с законодательством о закупках. Каждый конкретный случай нужно оценивать отдельно. Где-то, может быть, будут нарушения по общему объёму заключённых контрактов, но это уже нужно смотреть по итогам года.

Правда, антимонопольная служба такие закупки изучает особенно внимательно. Так что если какое-либо из волгоградских госучреждений решило «схитрить», чтобы избежать отмены важных торгов, об этом рано или поздно станет известно контролирующим органам.

Как таковые, такие закупки легальны. Но если [подобные контракты] идут подряд, есть возможность, что закупку специально дробят, чтобы закупаться у единственного поставщика по наиболее выгодным для них условиям, — отметил Эдгар Петросян, эксперт проекта ОНФ «За честные закупки» в Волгоградской области. — У некоторых заказчиков есть такая практика. С одной стороны, они себя подстраховывают, работая только с теми поставщиками, в которых уверены, но с другой — нарушается принцип конкурентности. В принципе, это законом не запрещено, но искусственное дробление закупок ФАС может воспринимать как нарушение закона о конкуренции.

К кому из любителей закупаться по принципу «всё по 499» постучатся в дверь антимонопольщики, станет известно только в следующем году — когда у ведомства будет возможность оценить общие расходы каждого заказчика. А пока что волгоградские исправительные колонии и образовательные учреждения могут без опаски приобретать картошку и телевизоры по столь полюбившейся им схеме.

"