Posted 12 апреля 2017,, 11:14

Published 12 апреля 2017,, 11:14

Modified 17 октября 2022,, 05:16

Updated 17 октября 2022,, 05:16

Особенности национальной торговли, или Палатка против гипермаркета

12 апреля 2017, 11:14
На днях почтенную публику сильно взбудоражила очередная инициатива Совета Федерации по внесению поправок в законодательство о торговле. Она затрагивает интересы покупателей, отоваривающихся в гипермаркетах – а это добрая половина населения страны.

Крайний случай

Новая идея исходит от заместителя председателя комитета по аграрно-продовольственной политике Сергея Лисовского и была озвучена на парламентских слушаниях в Совфеде. Лисовский предложил закрыть российские гипермаркеты на воскресные дни и ограничить их работу по будням до 21.00, а по субботам - до 16.00. При этом сенатор сослался на «западный опыт», которому почему-то должна последовать Россия. Но главный аргумент - ограничение работы крупных сетей позволит сделать рывок в развитии рынков, ярмарок, «магазинов у дома» и других «малых форм», что в свою очередь стимулирует рост производства продукции местных производителей. Также Лисовский намерен закрыть круглосуточную торговлю не только в гипермаркетах, но и в магазинах федеральных сетей. При этом сенатор не уточнил, сколько касс должно быть в магазине, чтобы отнести его к «малой форме». В Совфеде считают, что таким способом можно освободить рынок от монопольного засилья сетей в крупных городах.

Федеральные власти отреагировали на инициативу немедленно и дружно. Вот лишь несколько цитат.

Первый вице-премьер РФ Игорь Шувалов: «Нужно думать не как ограничивать, а как давать возможности работать».

Вице-премьер РФ Аркадий Дворкович: «Мне всё равно, у дома магазин или нет, нужно ориентироваться на потребительские предпочтения» .

Вице-спикер Госдумы Ирина Яровая: «Идею не разделяю и считаю странной».

Первый зампред комитета Госдумы по образованию и науке Геннадий Онищенко: «Это неверный подход».

Замминистра промышленности и торговли РФ Виктор Евтухов: «Сейчас не время для таких жестких запретов».

Замглавы ФАС РФ Андрей Кашеваров: «Любая административная мера - это крайний случай».

Руководитель Ассоциации компаний розничной торговли Илья Ломакин-Румянцев: «Подобная практика неудобна для потребителей и создаст дополнительные издержки для торговли».

Давайте посмотрим, где же россияне покупают еду. По данным Фонда общественного мнения, на продовольственных рынках и ярмарках приобретают продукты 7% опрошенных; в палатках и киосках – 1%, в «магазинах у дома» - 42%, в супермаркетах и гипермаркетах – 47%. То есть «малые формы» отстают от «больших» всего на 5%, и нельзя сказать, что эта система торговли в России так уж «зажата». При этом за последние пять лет количество рынков, где отоваривается 7% россиян, сократилось в три раза.

Если предположить, что сокращение рынков регулируется актуальными экономическими процессами, то вот и ответ на вопрос – насколько нужны людям рынки как форма торговли. По сокращению киосков и палаток точных данных нет, но тенденция налицо – в разных городах на эту устаревшую и во многом проблемную торговую зону началось настоящее наступление. К примеру, в Волгограде в ближайшие три года предполагается снести около 3 тысяч нестационарных торговых объектов.

Куда идти за хлебом насущным

В этой ситуации есть все основания считать, что запретительные меры вряд ли достигнут заявленной цели. Если бы в супермаркетах не было необходимости, они бы давно закрылись или самостоятельно изменили режим работы. И, честно говоря, доводы сенатора Лисовского по поводу развития «магазинов у дома» в связи с ограничением работы гипермаркетов вызывают слишком много вопросов.

Первый из них: не преувеличена ли роль «малых форм»? Цифры товарооборота в продуктовой рознице показывают, что в большинстве небольших точек продажи после 21.00 не превышают 6-7% от средней дневной нормы, а кое-где вечером вообще пусто.

Второй: что делать, если у вашего дома просто нет магазина? А ведь это свойственно многим новым либо отдаленным городским кварталам и пригородным поселкам с частной застройкой. И если ближайший крупный магазин, где делают покупки жители таких районов и поселков, закроется в удобные для них часы, куда людям идти буквально за хлебом насущным?

Третий: если «магазин у дома» есть, но по усмотрению хозяина открыт, как правило, в рабочее время, что делать тем, кто с утра до вечера трудится на производстве и в офисах?

Четвертый: чаще всего в торговых точках «малых форм» такой же малый ассортимент и скудное предложение, не говоря уж о специализированных товарах, например, для диабетиков или для людей с непереносимостью лактозы. И если этот магазинчик после закрытия ближайшего мощного конкурента – супермаркета останется в гордом одиночестве, он наверняка взвинтит цены даже на свой бедный ассортимент. Ведь законы рынка никто не отменял, и владельцы «малых форм», без сомнения, попытаются получить от ситуации максимально возможный профит.

- Ограничение работы сетей - очень глупый и необдуманный шаг. И кому такое могло в голову прийти? Я работаю и с крупными сетями, и с мелкими магазинами с 2007 года, привыкла к ним и как покупатель, и как производитель. Нам перед выходными сети дают очень большие заявки на нашу продукцию, да и после выходных тоже. Маленькие магазины делают один-два заказа в месяц, нам просто неинтересно с ними работать. Мы трудимся 6 дней в неделю, и если сети в воскресенье закроют, я что же, в свой выходной выйду стоять где-то с лавкой? У нас и так всю продукцию раскупают. Зачем мне что-то менять?Селми Миримова, руководитель компании по производству и переработке овощей, Среднеахтубинский район Волгоградской области

Заграница нам поможет?..

Не менее сомнительны и ссылки сенатора Лисовского на западный опыт. Да, в некоторых странах гипермаркеты действительно закрыты по ночам, а по выходным дням открыты до 16-17 часов, но это далеко не повсеместная практика.

Несколько примеров. В жарких Италии и Испании супермаркеты традиционно работают с перерывом на сиесту, в среднем с 9.00 до 13.00 и с 16.00 до 20.00, закрываются на Рождество и Пасху. В последние два-три года ситуация под влиянием кризиса стала меняться. Предприниматели воспользовались долгими перерывами магазинов на дневной отдых и их ранним закрытием, предложив покупателям более сговорчивый и мобильный сервис в виде мини-маркетов. Товары в таких магазинчиках продаются с заметной наценкой, но голод не тетка: и в сиесту, и поздним вечером, и даже по ночам там хватает посетителей. Крупные сети с некоторым запозданием, но отреагировали на агрессию «малышей»: теперь в каждом жилом районе есть один-два гипермаркета, работающих круглосуточно и без выходных.

Во Франции магазины открыты по будням с 9.00 до 19.00, гипермаркеты – до 21.00. По воскресеньям и праздникам они закрыты. Круглосуточных торговых точек и сетей не существует в принципе. Но против этого правила возразили владельцы магазинов в центре Парижа, где всегда много туристов. Сейчас в туристических и курортных городах страны созданы зоны, где магазины работают и до поздней ночи, и по выходным.

В Дании не все большие магазины закрываются по выходным, некоторые продолжают работу в обычном режиме и по субботам, и по воскресеньям. Исключение – общегражданские и церковные праздники, когда на один-два дня закрываются практически все торговые точки, кроме расположенных в крупных транспортных узлах типа вокзалов и аэропортов.

В Швейцарии картина примерно такая же, как во Франции. Однако повсюду даже в Рождество работают мини–маркеты, владельцами которых являются азиаты-иммигранты – например, китайские и вьетнамские лавочки и забегаловки с горячей едой.

В Португалии действует правило «один крупный магазин 7/24 на район». Но частникам в этом смысле дана свобода, и они могут торговать допоздна. В Японии большинство небольших магазинов закрываются в 18.00-19.00, крупные торговые центры – в 22.00- 23.00. При этом повсюду есть круглосуточные магазины-«комбини» с небольшим ассортиментом продовольственных и промышленных товаров.

Но самое главное - во всем цивилизованном мире очень широко развита несетевая розница, которой наша страна похвастаться не может. Статистика сообщает: по количеству торговых площадей на 1000 жителей Россия более чем в два раза отстает от Европы и США.

- Инициатива по ограничению работы сетевых магазинов вынесена Совфедом для того, чтобы поддержать местные предприятия. Каким образом? Будет развиваться формат традиционных магазинов, магазинов «одного производителя» и ярмарок, как следствие — стимулирование местных производств. Зачем? Сетевая торговля с сегодняшними правилами игры практически убила региональных — в нашем случае, волгоградских — производителей. Производством того же молока в регионе владеют компании даже не из России. Бренды, которые мы видим на полках магазинов, принадлежат транснациональным корпорациям. Накрутка на номинальную цену товара в сети доходит до 350%. Сами производители этих сверхприбылей не видят. Их вынуждают подписывать гарантийные письма и допсоглашения к договорам с сетями, в которых прописываются кабальные условия. Это, в частности, отсрочка платежей, значительно превышающая отведённые законом сроки, и неограниченный возврат уже поставленного товара. Важно: никто не собирается ограничить людей в возможностях. Но основная цель — не только позаботиться о конечном потребителе, но и наладить производство.Николай Лукьяненко, руководитель мониторинговой группы «Честная цена» в Волгоградской области, депутат регионального законодательного собрания

Кто виноват и что делать

Инициатива Лисовского в очередной раз заострила вопрос о том, что запретительные меры – явная отрыжка прошлого. Они не помогут. Напротив, скорее всего создадут ажиотажный спрос, что приведет к росту цен, некомфортной потребительской среде, давке у касс. Супермаркеты способны держать более низкие цены за счет высокого оборота, собственной складской базы и логистики. «Малыши» не в состоянии привлечь покупателя тем же, т.к. они должны платить за поставки, налоги, аренду, выдавать зарплату сотрудникам и после этого еще и иметь хоть какую-то прибыль. К тому же они не могут предложить громадного ассортимента на любой вкус и карман, каким располагают «старшие братья». По данным различных ценовых мониторингов, средняя торговая наценка несетевой розницы в среднем а 15% выше, чем в сетях. И эту разницу придется покрывать нам, покупателям.

В итоге от неудобного графика, необходимости менять ритм жизни, а главное – неминуемого роста цен пострадают ни в чем не повинные граждане, которым опять придется потуже затянуть пояса.

- Мы поставляем в сети кондитерские изделия, и делаем это довольно успешно. Считаю, что поднимать малый бизнес за счет зажима большого – это пытаться уравнять среднюю температуру по больнице. У «малых» магазинов и ассортимент маленький, на плаву многие из них держатся за счет продажи сигарет и спиртного. Убрать цивильную торговлю в супермаркетах – значит получить прошлый век торговли в жилых домах. Вам понравится такой сервис? Небольшим точкам помогут только ориентация на запросы покупателей и снижение налогов.Павел Соломатин, индивидуальный предприниматель, Волгоград

Действительно, любые ограничения в торговле далеки от рыночных механизмов конкуренции, которые в идеале и должны регулировать рынок. Поэтому поднимать малый и средний бизнес нужно не за счет сокращения конкуренции, а за счет снижения налоговой нагрузки, льготных кредитов, подготовки кадров для этой сферы, цен на аренду, создания оптовых закупочных баз, специальных транспортных и других форматов.

Все это невозможно без административного регулирования, а вот с этим у нас большие проблемы. В Волгограде власти постоянно говорят о развитии «малых форматов» – ярмарок, рынков, нестационарной и мобильной торговли и тут же объявляют о сносе киосков и закрытии популярных у жителей рынков. Получается какая-то двуликая политика, когда правая рука не знает, что делает левая. И никто не вспоминает о базовом правиле экономики – ориентации на потребительский спрос и оборот розницы как на основные драйверы развития.

- Абсолютно никакой перспективы для производителей в ограничении работы сетей я не вижу. Абсурдная идея, далекая от реальности. Я много лет поставляю овощи в сети – как федеральные, так и местные, с малыми магазинами тоже работаю. И могу сказать, что если такой закон примут, то это кончится очередным ажиотажем при покупке продуктов. Для нас, производителей, это не проблема, а вот покупателей ждут большие неудобства и рост цен.Елена Тупикова, индивидуальный предприниматель, Среднеахтубинский район Волгоградской области

«Горячее предложение» с волжских берегов

Справедливости ради надо отметить, что есть и хорошие новости: поправками в закон о торговле в Совфеде намерены ограничить не только время работы крупных сетей, но и торговую наценку. На парламентских слушаниях по законопроекту были приведены следующие цифры: наценка в некоторых случаях составляет от 50 до 300%. Средний аналогичный показатель в Европе – 12-13%, и сенаторы предлагают сделать его не выше 25%.

Еще одна конструктивная идея - ввести единый договор поставки, утвержденный законом, любые отклонения от которого были бы невозможны. По мнению инициатора поправок Сергея Лисовского, в этом случае можно «гарантировать равноправные отношения поставщика и торговой сети». По этому поводу в Совфеде ожидают предложений от предпринимателей из регионов.

Кстати, одно из самых «горячих» предложений может вскоре поступить из Волгограда. 14 апреля представители местного малого и среднего бизнеса планируют провести митинг против сноса киосков, объявленного мэрией. За пределами схемы сноса остаются около 2 000 киосков, и, по оценкам предпринимателей, это оставит без работы как минимум 6 тысяч человек – продавцов, грузчиков, водителей, торгпредов, сотрудников складов и офисов. Также предприниматели считают, что городской бюджет недополучит более 200 млн. руб. налоговых поступлений. Главными лозунгами предстоящего митинга станут предоставление новых мест для торговли, требование остановить передел рынка и не допустить очередного взрыва безработицы. Владельцы киосков составили обращение к Владимиру Путину, под которым стоят подписи 1,5 тысяч человек. Обращение будет передано в приемную Президента в Москве. Руководитель общественной организации «Ассоциация предпринимателей города Волгограда» Олег Мещеряков назвал действия городских властей «уничтожением предпринимательского сообщества».

Возможно, из других, более благополучных регионов, поступят менее «горячие» замечания к поправкам в закон о торговле. Пока же законопроект предполагается внести на рассмотрение Госдумы в ближайшее время. Большинство экспертов оценивает его шансы на прохождение как маловероятные, к тому же крупные сети наверняка скажут свое веское слово.

- В России такой закон вряд ли будет принят, потому что лобби крупного сетевого бизнеса здесь очень сильное. Если каким-то образом он будет принят – это станет чудом.Янина Гришина, лидер движения «Содействие малому бизнесу», Санкт-Петербург

"