Posted 11 сентября 2018,, 04:43

Published 11 сентября 2018,, 04:43

Modified 17 октября 2022,, 08:31

Updated 17 октября 2022,, 08:31

Помогут ли «звезды» отелям найти свой поток из туристов

11 сентября 2018, 04:43
Гостиничный бизнес считается одним из самых привлекательных и прибыльных. Неспроста в этой сфере количество предприятий в России за последние 18 лет выросло более чем на 30%. Однако почему не все из них окупаются, готовы ли гостиницы к обязательной классификации и какая судьба ждет хостелы?

По данным Росстата, в 2017 году в России насчитывалось почти 15 тысяч различных мест размещения туристов. Из них 9243 – это собственно гостиницы. В остальную часть вошли 275 мотелей, 881 хостел, а также 4500 прочих мест размещения (санатории, турбазы, базы отдыха). Объем гостиничного рынка России в прошлом году составил почти 220 млрд рублей. Указанные выше цифры Ассоциация отельеров и рестораторов России считает заниженными, передает РБК/Бизнес-фактор.

Именно в последние годы стали появляться новые современные гостиницы, что, в первую очередь, связано с проведением Чемпионата мира по футболу в 2018 году. В основном отели росли, как грибы, в городах-участниках мундиаля. Только в Волгограде к мировому турниру была построена 21 гостиница и еще в 35 проведена реконструкция. В городе появились отели с мировыми брендами: Hampton by Hilton, Park Inn by Radisson, Hilton Garden Inn.

Официально в самом Волгограде и находящихся рядом населенных пунктах (например, город-спутник Волжский) туристов могли принять 314 гостиничных объектов, где по совокупности можно было разместить за один раз более 21 тысячи человек.

По информации комитета культуры Волгоградской области, перед ЧМ-2018 классификацию прошли 303 объекта. В результате трем гостиницам присвоена высшая категория качества — 5 «звезд», 4 «звезды» получили 13 отелей и 3 «звезды» — 33 средства размещения. В ходе сертификации оценивались не только технические параметры гостиниц, комфортность номерного фонда и других объектов, но и, например, уровень подготовки персонала, владение сотрудниками иностранными языками.

Учитывая масштаб спортивного мероприятия и наплыв гостей, российские отельеры мечтали хорошо заработать этим летом. Еще бы, по данным оргкомитета ЧМ-2018, футбольные матчи посетили 1 миллион 300 тысяч человек. Из них 570 тысяч – иностранные болельщики. Предполагалось, что будет ажиотажный спрос на места проживания. Поэтому уже с зимы взлетела стоимость брони номеров. Волгоград в этом плане не отставал.

Как сообщало ИА «НовостиВолгограда.ру» со ссылкой на Ростуризм, хорошей наценкой на номера в апреле «прославились» гостиницы «Lite Hotel» – превышение норматива на 405%, «Rest House» - на 182%. В гостинице «555» класса «две звезды» переплата за сутки составляла 75%.

Конечно, на такие случаи реагировали и Роспотребнадзор, и Агентство развития туризма, после чего отельеры приводили цены в порядок. Но окончательные итоги, как в целом выполнялось законодательство, требующее не завышать стоимость номеров, и сколько было размещено гостей, еще не подведены. И вряд ли цифры будут соответствовать действительности.

Возьмем 2016 год: в страну въехало 24,5 миллионов иностранцев, а гостиницы отчитались, что у них было размещено 6 млн. Куда остальные делись? Оказалось, их в четыре раза больше.Сергей Катырин, президент Торгово-промышленной палаты России

В Торгово-промышленной палате РФ считают, что ситуация улучшится, когда полностью заработает так называемая «система классификации средств размещения». Отелю она даст статус, гостю гарантирует уровень обслуживания, а государство соберет информацию о рынке.

Избегать баснословных цен в «звездных» отелях перед мундиалем и в дни турнира приезжим в Волгограде помогали недорогие гостевые дома. Например, в одном койка на ночь в 4-местном номере с бронированием на дату очередного матча стоила 1350 руб., а в другом 2-местный стандартный номер – 9000 руб. в сутки.

Предприниматель Владимир Синельников владеет двумя гостевыми домами в Дзержинском районе. Дома построены в шаговой доступности от «Волгоград-Арены» по современным проектам, имеют все нужные коммуникации, в том числе Wi-Fi и спутниковое ТВ. Комнаты в них – на самый разный вкус и кошелек.

«Людям не надо было тратиться еще и на такси. Правда, у нас нет кафе, но есть микроволновки, холодильники, чайники и посуда, и перекусить в номере наши гости могут с комфортом», – рассказывает Владимир.

По его словам, болельщики бронировали места за полгода до ЧМ-2018. Цены на период мундиаля, конечно, выросли, но не на 500%, как у некоторых ушлых отельеров, оштрафованных Роспотребнадзором. В среднем номера во время матчей стали стоить на 2-4 тысячи больше.

Эконом-места, но с удобствами в номере искали во время мундиаля для своих клиентов и туристические агентства, работающие с группами гостей. Как правило, выбор останавливался на гостиницах «Турист» в Волгограде и «Ахтубе» в Волжском.

«Самостоятельные туристы обычно хотят более высокого уровня проживания, поэтому они выбирают гостиницы 1-ой и 2-ой категории. А организованные группы требуют более дешевого размещения - это как раз гостиницы третьей категории», – пояснила старший менеджер туристического агентства «Клуб путешественников» Екатерина Калинова.

Не секрет, что в массе своей, особенно российские туристы, ищут гостиницы не 5-звездочные. У нас самый большой дефицит - это 3-звездные гостиницы.Сергей Катырин, президент Торгово-промышленной палаты России

По данным Ростуризма, средняя годовая заполняемость гостиниц в России не превышает 60%. В столицах она выше: 63% - в Санкт-Петербурге и 74% - в Москве. Лишь в дни проведения матчей в городах-хозяевах загрузка отелей подскочила.

А некоторые, как гостиница «Ахтуба» в городе-спутнике Волгограда, так и оставались незаполненными в жаркие дни мирового турнира.

Построенное в городе Волжском для командировочных еще в советское время 22-этажное здание рассчитано на 330 мест (250 номеров). Сегодня стоимость проживания здесь – от полутора до шести тысяч рублей в зависимости от комфортабельности номера.

Несколько этажей используются не по назначению. С 19-го по 22-ой –технические этажи, 18-й рассчитан на арендаторов, а 16-17-е сделаны как общежитие. Гостиница ранее прошла классификацию и даже получила три «звезды», которые, правда, в 2014 году утратила.

«Туристов не всегда бывает много. Это одна из проблем. Поэтому у нас стараются брать большие группы, приезжающие на детские фестивали или какие-то большие соревнования. Для них даже делается хорошая скидка», – сказал собеседник информагентства, работающий в гостинице.

Он сообщил, что «Ахтуба» была рада готова принять гостей чемпионата. Но почему-то даже обслуживающий персонал фан-зоны, приехавший из Москвы, был размещен в Красноармейском районе Волгограда, который по дальности может позиционироваться как межгород, а не в Волжском, находящемся намного ближе к центру областной столицы.

«Для того, чтобы гостиничный бизнес у нас нормально развивался, нужно чтобы отлично работали менеджеры по заселению. Они должны находить группы, находить людей, которые заселятся. Должен хорошо работать маркетинг. Плюс к этому надо работать на имидж. То есть должен быть нормальный номерной фонд и замечательное обслуживание», – выразил свое мнение работник «Ахтубы».

В расходы, которая несет гостиница, 30% средств заложено на зарплату сотрудников. Пятую часть составляют коммунальные платежи. 10% – услуги прачечной. Прибыль может составлять до 25% от оборота.

«Ахтуба» не работает в убыток, но переживает, если поток туристов проходит мимо. Это влияет на развитие гостиницы. Теперь же, когда с появившимися новыми объектами для размещения выросла конкуренция, эта проблема стоит наиболее остро, учитывая, что приезжие не очень-то жалуют наш регион.

«Посмотрим, какая будет ситуация на уикенды 1 Мая и 9 Мая. Потому что у нас наплыв приезжих только в эти даты. В остальное время – очень тихо и спокойно. И я думаю, что сейчас даже больше гостиничных номеров появилось, чем нужно», – считает старший менеджер туристического агентства «Клуб путешественников» Екатерина Калинова.

Отличный уровень рентабельности и окупаемости гостиничного объекта зависит от удачного месторасположения, качественных номеров и привлекательной цены, уверена директор волжского отеля «MILOT» Анна Карпова.

Отель, которым она управляет, был официально запущен 1 июня этого года. «MILOT» появился на базе 8-этажной бывшей советской гостиницы «Волжская». С 2014 года вложено немало средств, чтобы капитально отремонтировать здание, в котором номера долгое время сдавались под офисы.

Новый собственник отказался от заманчивой идеи создать очередной бизнес-центр, пусть даже гостиничного типа (три этажа – под аренду, остальные – под номера). Так как здание изначально было построено как гостиница, то было решено сделать недорогой, но хороший отель с целым комплексом гостиничных услуг.

«У нас очень большой номерной фонд, который находится в достойном состоянии. Мы в душе надеемся, что сможем заполнить его приезжими. Тем более, что сейчас развивается бизнес-туризм, когда люди ездят по городам и посещают заводы. Учитывая новшества, заглядывая в будущее, решили остановиться на том, что это будет исключительно отель. И мы не собираемся останавливаться на тех услугах, которые сейчас предлагаем. Через год-полтора думаем построить рядом конференц-зал», – сообщила директор отеля «MILOT» Анна Карпова.

Отель рассчитывает на путешественников, привыкших к комфорту, и придерживается европейского стандарта (электронные замки, система энергосбережения). По словам Карповой, уже к середине октября «MILOT» завершит процедуру классификации и получит три «звезды». Руководство отеля рассчитывает, что дорогостоящий ремонт в здании окупится за 5-7 лет.

Наряду с отелями распространение в Волгограде получили и хостелы. Но они пока не воспринимаются всерьез местными туроператорами, которые не рискуют предлагать их своим клиентам.

Конечно, в Москве и Санкт-Петербурге система хостелов и мини-гостиниц более развита. Однако в том же Питере многие из них расположены в бывших коммуналках. Существующие нормы права позволяют постоянным жильцам требовать закрытия соседнего бизнеса.

В Госдуме уже два года лежит законопроект, по сути запрещающий отели в жилых домах. Его обсуждение приостановили – опять же из-за чемпионата мира по футболу. Но теперь владельцы хостелов вновь опасаются оказаться вне игры.

Есть проект закона, предлагающий упразднить эту систему - вообще никого не размещать. Но это тоже неприемлемая позиция, мы считаем. Здесь нужно просто грамотно все отрегулировать, посмотреть и на налоги, и на отчетность, чтобы понимать, кто что сдает. Сергей Катырин, президент Торгово-промышленной палаты России

Согласно официальной статистике, гостиничный фонд России насчитывает миллион номеров. С 2005 года их количество увеличилось в два с половиной раза. Добавляет числа «белому» рынку и начавшаяся классификация гостиниц, которая в 2021 году станет обязательной. Полученная информация позволит властям изучить и систематизировать отрасль, а после разработать для нее стратегию развития и меры поддержки.

"