Posted 10 июля 2017,, 08:09

Published 10 июля 2017,, 08:09

Modified 17 октября 2022,, 05:33

Updated 17 октября 2022,, 05:33

«Слоны» для губернаторов

10 июля 2017, 08:09
Госдума приняла закон о новом порядке заключения соглашений регионов с Минфином РФ о предоставлении федеральных бюджетных дотаций.

Условия заключения таких соглашений довольно жесткие. Предоставление средств усложнится по отношению к тем территориям, где доля дотаций в бюджетах превышает 40% объема собственных доходов и где сорваны более ранние обязательства дотационных соглашений.

Минфин ужесточил правила получения льготных бюджетных кредитов со ставкой 0,1% годовых губернаторам, не получающим дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности. К действующим условиям кредитования добавится правило - дефицит бюджета субъекта РФ не должен превышать 10% от его собственных доходов.

Таким образом правительство хочет уменьшить «раздачу слонов», то есть льготных кредитов, которые регионы стремятся брать вместо дорогих рыночных займов. По данным Минфина, в 2016 году 72 региона из 85 получили таких «слонов» на сумму 355 млрд руб. В то же время доля банковских кредитов субъектов РФ в их общем долге снизилась с 42% до 35%.

В 2017- 2018 годах федеральный бюджет намерен существенно снизить льготное кредитование регионов - до 200 млрд руб. В этой ситуации главам регионов придется занимать в банках дорогие деньги и выходить на рынок облигаций.

По новым правилам, бюджетные кредиты для финансирования региональных дефицитов смогут получить территории, не имеющие госдотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности и с суммой госдолга больше 50% доходов. Таких регионов в России больше половины. Чтобы оформить кредит, губернатор должен согласовать с Минфином проект своего бюджета, расходы на социальную сферу, планы по устранению неэффективных налоговых льгот, оптимизации числа бюджетников, снижению трат на госуправление.

Куда катимся?

Под выполнение этих условий попадает и Волгоградская область, где долговая нагрузка превышает 80% от бюджета. Государственный долг региона на 1 января 2017 года превышал 53,3 млрд руб. К 1 мая 2017 года госдолг увеличился на 2% и достиг 54,4 млрд рублей. Структура долга такова: ценные бумаги - 11,7 млрд руб., кредиты – 16,4 млрд руб., бюджетные кредиты – 24,4 млрд руб., госгарантии – 785 млн руб. Негативная тенденция заключается в том, что с 2014 года рост госдолга ускорился.

Администрация Волгоградской области между тем заявила о намерении снижать госдолг и в бюджетном прогнозе на 2017-2034 годы указала цель – 49,4 млрд руб, или 34,7% от бюджета. Этого показателя регион планирует достичь к 2034 году. Правда, «за чей счет банкет», ясности пока нет.

За это исполнительную власть критикуют депутаты областной Думы. Представитель КПРФ в заксобрании Михаил Таранцов, член комитета по бюджету и налогам, обеспокоен тем, что бюджетные кредиты региону в 2017 году нечем отдавать. Чтобы решить эту проблему, в бюджет области заложены планы взять в банках новые кредиты на 26,5 млрд руб. – и это при том, что собственно бюджет составляет около 80 млрд руб. «Это астрономическая сумма, я такой цифры не помню за все последние годы. Увеличивается не только госдолг, но и расходы на его обслуживание: от 3 миллиардов рублей в прошлом году до почти 5 миллиардов в текущем», - говорит парламентарий.

Того же мнения придерживается коллега Таранцова – депутат от «Единой России», экономист Владимир Попов. На одном из заседаний бюджетного комитета облдумы Попов заметил, что по «качеству жизни мы опустились на девять пунктов, а рост госдолга за последние три года превысил 21 млрд рублей. Куда мы вообще катимся?» Депутату непонятно, почему показатели Волгоградской области хуже, чем Саратовской и Астраханской. Зато понятно, что «область находится в глубочайшем кризисе, и ее оттуда надо вытаскивать».

Нетрудно понять, что принятый Госдумой закон о новом порядке заключения соглашений регионов о получении федеральных бюджетных дотаций осложнит ситуацию еще больше. Так как губернатору придется предоставлять в правительство планы расходов на социальную сферу, устранение неэффективных налоговых льгот и снижению трат на госуправление, то скорее всего пострадают именно эти статьи облбюджета. Те самые, за которыми стоят сотни тысяч жителей Волгоградской области.

По данным комитета экономического развития администрации Волгоградской области, в первом квартале 2017 года реальные доходы населения снизились за год почти на 4%. В январе-марте упало промышленное производство (-4,8%) и строительство: объем работ в отрасли снизился на 38 %, а ввод домов – на 11,2 %. Экспортный товарооборот упал на 20 %, объем розничной торговли почти на 2 %. Прибыль прибыльных организаций в Волгоградской области (кроме финансово-кредитных учреждений) за первый квартал 2017 году к аналогичному периоду прошлого года упала на 45 %. Позитив наблюдается только в аграрном секторе: по индексу производства продукции сельского хозяйства Волгоградская область – лидер ЮФО, здесь рост достиг 5,6 %.

"