Posted 9 ноября 2018,, 05:42

Published 9 ноября 2018,, 05:42

Modified 17 октября 2022,, 10:26

Updated 17 октября 2022,, 10:26

Почему автоперевозчики грузов стали называть свой бизнес невыгодным

9 ноября 2018, 05:42
Грузовые автомобильные перевозки считаются прибыльным и постоянным бизнесом – всегда кому-то надо переправить по дорогам свою продукцию из пункта А в пункт Б. Тогда почему, по данным Минтранса, в прошлом году на долю транспортных компаний пришлось лишь 30% перевозок, а большую часть грузовладельцы доставили сами?

В России коммерческий рынок автомобильных грузоперевозок считается перспективным. В 2017 году оборот вырос почти на 15%. Плата за доставку 1,6 млрд товаров составила свыше 733 млрд рублей, передает канал РБК/Бизнес-вектор со ссылкой на Минтранс.

Большая часть коммерческих перевозок пришлась на сегмент полной загрузки. Это когда заказчик целиком оплачивает маршрут или аренду машины. Пятую часть составил сегмент сборных грузов. Особые грузы (опасные, сверхтяжелые и негабаритные) – не более 7%.

На самом деле поле деятельности могло быть куда больше, если учесть, что почти 3,9 млрд тонн грузов владельцы не доверили транспортным компаниям. Автомобильные перевозки и по сей день весьма востребованы, чтобы переправить свою продукцию из пункта А в пункт Б. И далеко не в каждом случае для этого подходит авиа-, железнодорожный и водный транспорт.

У нас редко какой производитель имеет у себя под боком железную дорогу. Подавляющее большинство – 99% – это надо довезти до железной дороги. А чаще всего в последнее время вообще используют автомобильный транспорт, чтобы от двери до двери доставить: от грузоотправителя до грузополучателя.Сергей Катырин, президент Торгово-промышленной палаты РФ

Участники отрасли отмечают, что в последнее время самым быстрорастущим становится сегмент сборных грузов. В этом году его объем может превысить 180 млрд рублей. Причем здесь на темпы роста, по словам предпринимателей, влияют увеличивающиеся с каждым годом продажи в интернет-магазинах.

Такая ситуация наблюдается как в крупных транспортных предприятиях с филиалами по всей стране, так и в небольших региональных компаниях.

«Для небольших машин грузоподъемностью до 2-3 тонн, сборный груз занимает, наверное, 70%. Такой сегмент рассчитан на центральную Россию. Для нашей компании направление Москва – Волгоград – это вообще только сборка», – рассказал Сергей Чернов, диспетчер компании «АТП «Волга», действующей в Волгограде и Волжском.

Вот и у группы компаний «Деловые линии» – одного из лидеров по коммерческим перевозкам – на сборные грузы приходится две трети от всего объема. Доставка из интернет-магазинов растет на 20-30 процентов в год. В основном везут оборудование, автозапчасти и стройматериалы.

«Сейчас мы очень чувствуем, что вырос объем так называемого е-коммерса: это тот поток, который генерят интернет-магазины, интернет-сервисы. Мы чувствуем, что это будет драйвером роста», – уверен генеральный директор ГК «Деловые линии» Фарид Мадани.

Автотранспортные компании готовы снижать комиссию на сверхдлинных маршрутах, чтобы сохранить своих клиентов и привлечь новых. Причем временные обязательства соблюдаются. И фуры отправляются с грузом в намеченный день, а не по мере заполнения.

В начале октября открылось движение для грузовиков по мосту в Крым, и это стало знаковым событием для участников отрасли, которые уже готовились осваивать новое направление. Первые машины доставили на полуостров молоко, мясо и строительные материалы.

Согласно калькулятору доставки компании «Деловые линии», перевозка 100 килограммов сборного груза из Санкт-Петербурга в Крым обходится сейчас в 40 тысяч рублей. Еще тысяча – это плата за обработку груза на терминалах отправки и приема. Доплата за адресную доставку составит 6 тыс. руб. в городе отправки и 5,5 тыс. в городе назначения. Груз большей массы считается негабаритным, и его доставка будет стоить на четверть дороже указанной выше суммы.

Здесь уже абсолютно однозначно надежное сообщение, которое позволяет планировать поставки товаров, комплектующих изделий, по-другому выстраивать экономику и взаимодействие предприятий. Это другое построение экономики в самом Крыму.Сергей Катырин, президент Торгово-промышленной палаты РФ

Грузопоток в Крым по мосту, по сравнению с паромной переправой, сразу оказался больше на треть – до 1000 фур в день. Для волгоградских грузоперевозчиков пока это направление не сильно востребовано, но и они отмечают, что мост значительно удешевил доставку.

«Мы еще редко ездим в Крым. Конечно, доставляли туда груз, и на пароме переправлялись. Но я хочу сказать, что для грузоотправителей и грузополучателей сейчас это стало гораздо дешевле. Потому что паром стоил от 18 до 22 тысяч рублей», - пояснил сотрудник ООО «АТП «Волга» Сергей Чернов.

По его словам, у каждой компании есть свои выгодные для клиентов направления, если уже заключен договор и наработан маршрут.

«Многое зависит от того, с кем заключен договор на перевозку. Если, допустим, у нас заключен договор с Москвой, то у нас получается с Москвой выгоднее и быстрее», - объяснил представитель волжского автотранспортного предприятия.

В компании, которая вот уже 20 лет занимается грузоперевозками, отмечают, что сейчас рынок переполнен, конкуренция очень большая. Как следствие – грузов на всех не хватает. А цены последние шесть лет держатся на одном и том же уровне, сильно снижая рентабельность. Ведь все остальное вокруг – топливо, запчасти и т.д. – дорожает постоянно.

По данным компаний, в цену закладывается зарплата водителя. И эта часть самая большая – где-то 35%. Почти треть от тарифа идет на топливо. Еще 20% – на ремонт машины. На амортизацию, как правило, уходит десятая часть. В итоге прибыль транспортного предприятия составляет около 5%. Такова в среднем схема себестоимости перевозки.

Еще в начале 2000-х грузоперевозками было выгодно заниматься даже частникам-одиночкам, рассказывает волгоградец Игорь, бывший индивидуальный предприниматель. У него был свой КамАЗ, на котором он доставлял грузы не только по России, но и в Казахстан. Но через восемь лет продал грузовик – заниматься таким бизнесом стало невыгодно.

«Началось с того, что надо было ставить тахографы. Потом пошло повышение налогов, стали платные дороги вводить. А конкуренция большая на этом рынке. Большую часть из того, что зарабатываешь, приходится отдавать. Солярка дорожает, запчасти. После каждой длительной поездки на ремонт машины уходит по 30-40 тысяч рублей в зависимости от пробега. А тарифы на перевозку никто не повышает. Если начинаешь повышать, то обязательно найдется тот, кто перебьет цену», - сетует бывший предприниматель, который ушел работать в транспортную компанию.

Он уверен, что время частников на этом рынке заканчивается, останутся работать только транспортные предприятия, имеющие постоянные заказы.

По информации Волгоградстата, в январе-сентябре 2018 года грузооборот на коммерческой основе организаций Волгоградской области, не относящихся к субъектам малого предпринимательства, составил 793,4 млн тонно-километров. По сравнению с аналогичным периодом 2017 года наблюдается рост на 15,3%. Объем перевозок грузов на коммерческой основе составил 2,7 млн тонн, что на 11,6% выше, чем в январе-сентябре прошлого года.

По данным системы СПАРК-Интерфакс, по выручке в 2017 году ТОП-5 компаний, зарегистрированных в Волгоградской области, выглядит следующим образом:

Из таблицы видно, что 2 лидера волгоградского рынка грузоперевозок получили в 2017 году за свои услуги более половины денежного оборота в этой сфере - почти 2,5 млрд рублей. А 10 ведущих предприятий - имеют фактически 80% от стоимости всех перевозок. Отрасль устойчиво стоит на ногах - только предприятия, открывшие сведения, заплатили за 2017 год транспортный налог на сумму свыше 14 млн рублей.

Несмотря на то что рынок переполнен предложениями, легально работающим компаниям перебивают заказы так называемые «серые» перевозчики. По оценкам участников отрасли, операторы таких схем ежегодно лишают бюджета почти 500 миллиардов рублей. Уже есть законодательные инициативы, направленные на избавление от «серого» рынка.

У нас предложение подготовить закон, законопроект сначала - о грузовых автомобильных перевозках. Туда попасть сможет только тот, по нашему предложению, кто находится в реестре: зарегистрирован, как логистическая компания, экспедитор или грузовой перевозчик. Мне кажется, это не только обеление рынка, это повышение конкуренции, снижение цены. А самое главное - это возможность с минимальными или вообще без потерь для производителей.Сергей Катырин, президент Торгово-промышленной палаты РФ

Пока легальность перевозок обеспечивает система «Платон», которая взимает плату за проезд по федеральным трассам большегрузов весом более 12 тонн. Таких машин зарегистрировано свыше миллиона из почти 6,5 млн курсирующих сегодня российских грузовиков.

На начало 2018 года сборы с помощью системы «Платон» достигли 40 млрд рублей. Участники отрасли считают их вынужденной платой и надеются, что это приведет к единым правилам на рынке грузоперевозок.

"