Posted 9 апреля 2021,, 13:56

Published 9 апреля 2021,, 13:56

Modified 17 октября 2022,, 11:10

Updated 17 октября 2022,, 11:10

Топливо для возмущения: почему в Волгограде безудержно дорожает бензин?

9 апреля 2021, 13:56
Цены на бензин в Волгограде стабильно растут несколько недель подряд – и такая стабильность не радует ни простых автомобилистов, ни предпринимателей, ни экономистов.

Почему цены на волгоградских заправках «сорвались с цепи», когда бензин перестанет дорожать и может ли резкий рост стоимости топлива спровоцировать в регионе протестные акции – обо всём этом корреспонденту «НовостиВолгограда.ру» рассказали эксперты.

Слёзы вместо бензина

По данным недавнего исследования «РИА Рейтинг», Волгоградская область находится на 54-м месте среди всех регионов России по доступности топлива: в феврале на среднюю зарплату в регионе можно было купить примерно 691 литр бензина. Показатель не самый плохой (например, в большинстве республик Северного Кавказа доступность бензина ниже), но по сравнению с более экономически сильными субъектами РФ Волгоградская область выглядит аутсайдером. Кроме того, данные «РИА Рейтинг» уже можно считать устаревшими. Цены на волгоградских заправках растут стремительно, чего не скажешь о зарплатах.

По мнению нашего правительства, цены на бензин в России – одни из самых низких в мире. Но это если смотреть по абсолютным ценам, а если соотносить их с уровнем зарплат – это, конечно, не так.Александр Сайгин, политолог

Не далее как в конце марта журналисты «НовостиВолгограда.ру» провели традиционную контрольную закупку, чтобы проверить стоимость топлива на крупнейших сетевых АЗС. С того момента прошло немногим более двух недель. За это время литр бензина АИ-92 на заправках «Лукойла» подорожал на 15 копеек, на «Роснефти» и «Газпроме» – на 30 копеек, на АЗС «Волганефти» – на 50 копеек. Цены не изменились только на заправках компании Shell, где они по-прежнему держатся на уровне 45 рублей 99 копеек. Областное подразделение Росстата 5 апреля буднично зафиксировало увеличение цен на бензин в пределах от 0,2% (АИ-92) до 0,42% (АИ-95) за десять дней. По версии статистиков, сейчас литр бензина АИ-92 в Волгограде стоит в среднем 45 рублей 6 копеек – хотя легко убедиться, что на самом деле цены на местных АЗС выше этого показателя.

Бензин дорожает несколько недель подряд – по данным регионального УФАС, за весь первый квартал 2021 года он вырос в цене на 2,3%. Динамика цен на топливо вызвала беспокойство у антимонопольного ведомства – но проведённая Управлением проверка не выявила нарушений законодательства. В УФАС констатировали, что резкий рост стоимости бензина связан с повышением закупочных цен производителями.

Едва ли такой вывод обрадует волгоградских водителей, которые уже мрачно шутят, что скоро начнут заправлять баки собственными горючими слезами. Представители сообщества автомобилистов уверены, что реальных экономических оснований для столь быстрого роста цен на топливо нет, и обвиняют в сложившейся ситуации нефтяных магнатов.

Проблема архисерьёзная, и её никак не решить, потому что для этого нужна политическая воля руководства страны. А такой политической воли, к сожалению, сегодня нет – всё делается в угоду вертикально интегрированным нефтяным компаниям. Те мелкие шажки, которые предпринимаются для сдерживания цен, это просто бутафория, – считает Армен Оганесян, председатель регионального отделения общественной организации «Движение автомобилистов России» и представитель штаба ОНФ в Волгоградской области. – У нас богатая на полезные ископаемые страна, которая добывает очень много нефти, а бензин зачастую дороже, чем в некоторых странах, которые импортируют топливо. В Европе стоимость бензина меньше, чем у нас! Глупо привязывать всё к доллару и говорить, что в России бензин стоит, к примеру, 60 центов. Экономически такие цены ничем не обоснованы, кроме как огромным пакетом налогов, вложенных в стоимость топлива.

Демпфер всех подвёл

Профессиональные экономисты придерживаются иного мнения: по их словам, есть ряд объективных причин, способствующих повышению цен на бензин. Во-первых, это внешнеполитические факторы; во-вторых, воздействие перекосов в демпферном механизме, созданном для стабилизации внутренних цен на бензин в 2019 году.

Исторически курс рубля сильно зависим от динамики мировых цен на нефть. Эта зависимость проявлялась в том, что при росте цен на нефть рубль укреплялся, а при падении нефтяных цен обесценивался. Результатом подобной динамики всегда была стабильность рублёвых цен на нефть. В марте нынешнего года из-за возросшей внешнеполитической напряжённости меду Россией и странами Запада возникла ситуация, когда рост цен на нефть не вызвал процесс укрепления рубля, – пояснил кандидат экономических наук Виктор Молоканов, доцент кафедры экономики и финансов Волгоградского института управления (филиал РАНХиГС). – Рубль либо не укреплялся пропорционально темпам роста цен на нефть, либо даже падал, как в последние дни. В результате рублёвая цена нефти возросла на 30-40%. Продавать нефть в России стало сверхневыгодно!

С 1 января в России действует так называемый демпферный механизм – соглашение меду правительством и нефтеперерабатывающими предприятиями по поводу роста розничных цен на бензин в пределах уровня инфляции. Этот механизм предусматривает, что при росте мировых цен на нефть российские производители бензина должны получать компенсацию выпадающих доходов – это должно удержать их от продажи нефти по более высокой цене на мировом рынке. Но поскольку индикативная цена определяется на основании оптовых цен на бензин, а не розничных, этой весной сложилась парадоксальная ситуация. На бирже оптовая стоимость бензина резко подскочила, тогда как розничные цены остались под контролем государства и антимонопольной службы. Это и привело к тому ценовому бешенству, которое ощутили на себе автомобилисты.

За декабрь-апрель 2021 года оптовые цены на бензин выросли на 18%, а цены в рознице – только на 3%. АЗC торгуют бензин в убыток. В демпферном механизме оптовые цены индексируются в среднем на 5%, тогда как розничные цены – на размер инфляции. Как итог, розничные продавцы бензина не получают компенсацию в полном объёме и вынуждены поднимать цены.Виктор Молоканов, кандидат экономических наук

Насчёт того, что будет с ценами дальше, у аналитиков мнения расходятся. Причин для мрачных прогнозов хватает – это и неопределённая обстановка на нефтяном рынке, и сложная внешнеполитическая ситуация. Волгоградские автомобилисты настроены пессимистично: они ожидают, что до конца апреля заправляться им станет ещё дороже.

Я предполагаю, что к концу года бензин АИ-95 будет стоить уже от 52 рублей. Не думаю, что в перспективе мы увидим снижение цен, – отмечает Армен Оганесян.

Однако экономисты всё-таки видят свет в конце туннеля и полагают, что в ближайшие недели рост цен на топливо замедлится или вовсе остановится. Причиной тому должны стать действия правительства, заинтересованного в скорейшем решении проблемы. По прогнозам экспертов, некоторое облегчение автомобилисты почувствуют в начале мая.

Правительство уже анонсировало пересмотр принципов индексации индикативных цен в демпферном механизме с 1 мая этого года. Индикативная цена также не будет расти, как и розничная цена, темпами выше инфляции. Продавцы бензина внутри страны получат справедливую компенсацию за упущенную выгоду благоприятной мировой конъюнктуры на рынке нефти. Цена на бензин должна стабилизироваться, – убеждён экономист Виктор Молоканов.

Горючее для протестов

Если судить по соцсетям, то может сложиться ощущение, будто волгоградские автомобилисты уже готовы выходить на улицы с плакатами – жалобы на дорожающий бензин появляются регулярно, комментарии становятся всё жёстче. Однако эксперты полагают, что за пределы онлайн-пространства это возмущение не выплеснется. Потенциала для массовых протестов из-за стоимости горючего, таких как «топливные бунты» в Иране или акции «жёлтых жилетов» во Франции, нет ни в Волгоградской области, ни вообще в России.

В разных странах бензиновые протесты периодически возникают. Но любой протест всегда должен кто-то организовывать, и проблема заключается в том, что сейчас нет структур, которые могли бы это сделать. Нет людей, которые могли бы взяться за такую тему, – указывает волгоградский политолог Александр Сайгин. – Безусловно, цены на бензин бьют по автомобилистам: приходится постоянно где-то ужиматься, зарплаты не особенно сильно растут, а цены поднимаются. Но многие рассуждают так: ничего страшного, буду меньше ездить. Я не вижу предпосылок для того, чтобы именно цены на бензин в данный момент спровоцировали какую-то социальную напряжённость или даже протесты. Всё-таки они растут не настолько сильно, насколько могли бы. Тут надо отдать должное правительству – оно, как может, сдерживает рост цен и за много лет научилось кое-как справляться с этой проблемой.

Представители движения автомобилистов и общественные активисты также считают, что накапливающееся возмущение из-за динамики цен на топливо не приведёт к социальному взрыву. Во-первых, волгоградцы в целом достаточно пассивны в плане протестной активности. Во-вторых, расходы на бензин составляют небольшую долю в бюджете среднестатистической семьи, и доля автомобилистов среди населения не так велика, чтобы эта проблема волновала каждого. Едва ли в Волгограде возможны массовые автопробеги или митинги против повышения цен на топливо – даже если оппозиционные партии решат сыграть на этой теме в преддверии выборов в Госдуму, им не удастся превратить тлеющее в соцсетях возмущение в полномасштабный пожар.

Недовольство люди высказывают, но пока не так активно, чтобы можно было говорить о каких-то митингах. Просто выпускают пар и успокаиваются. Никто никуда выходить не будет, – уверен Армен Оганесян. – Если пенсионный возраст подняли, а люди просто немного пофыркали и эту тему закрыли, о каких бензиновых протестах можно говорить? Всё ограничится соцсетями.

Впрочем, следом за бензином в регионе могут подорожать продукты и предметы массового спроса – а это уже будет чревато ростом реального протестного потенциала. Не секрет, что от стоимости топлива зависит, сколько потребителю придётся заплатить практически за любой товар. Подорожание бензина может косвенно привести и к снижению качества продуктов: чтобы снизить издержки, связанные с логистикой, и в то же время избежать резкого повышения розничных цен, производители в очередной раз прибегнут к так называемой шринкфляции – проще говоря, станут продавать менее качественную продукцию за прежнюю сумму или незаметно для потребителей сокращать объём упаковки. Впрочем, дорожающий бензин – далеко не главный фактор, влияющий на стоимость товаров массового потребления.

Мне очевидно, что цены на потребительские товары будут расти, и вклад в этот рост подорожавшего бензина не будет самым значимым. Слабая экономическая активность внутри страны и падение курса национальной валюты мне представляются более существенными факторами роста цен, – говорит экономист Виктор Молоканов.

И тем не менее нельзя забывать, что в экономике всё взаимосвязано. Пока цены на топливо продолжают ползти вверх и «подтягивают» за собой стоимость товаров массового спроса, социальная напряжённость неизбежно будет накапливаться. Найдёт ли она выход и в какой форме – вопрос, на который властям Волгоградской области неплохо бы обратить пристальное внимание.

"