Posted 8 мая 2020, 13:09
Published 8 мая 2020, 13:09
Modified 17 октября 2022, 10:51
Updated 17 октября 2022, 10:51
Редакция «НовостиВолгограда.ру» пообщалась с представителями системы образования и родителями школьников, чтобы выяснить, какие претензии к дистанционному обучению высказывают волгоградцы. В итоге стало ясно, что таким образовательным процессом недовольны практически все. Большинство учителей, с которыми мы поговорили, по очевидным причинам попросили не называть их имён и номеров школ, в которых они работают.
У родителей нареканий к системе дистанционного обучения немало: в первую очередь они связаны с отсутствием централизованной системы, по которой проводились бы занятия. Хотя волгоградским педагогам рекомендуют пользоваться сервисом «Сетевой город», на практике каждый преподаватель контактирует с учениками через сайт, который наиболее удобен лично ему. Помимо «Сетевого города», в разных школах используются ресурсы «Учи.ру», «ЯКласс» и другие сервисы, а также Zoom и Skype, но многие учителя вообще ограничиваются рассылкой заданий через мессенджеры Viber и WhatsApp.
— У меня сын в пятом классе, и ему сложно каждый раз перескакивать с Zoom на «Учи.ру», потом на чат в мессенджере и обратно. Из всех учителей только преподаватель математики регулярно выходит на видеосвязь с детьми, проверяет, как они выполняют задания, просит вслух рассказать решение какого-нибудь примера. Остальные в лучшем случае дают задание и просят прислать готовые ответы. Это выглядит как самообучение, а не дистанционное образование, – говорит волгоградец Сергей В. – К тому же не все сайты стабильно работают. В Zoom, например, эфир длится ограниченное время, и для продолжения урока приходится в него перезаходить, а всем классом это сделать тяжело. Да и дети в дистанционном режиме теряют концентрацию, начинают баловаться.
Тот факт, что школы оказались не готовы к «дистанционке», в начале апреля признал замглавы Минпросвещения Дмитрий Глушко – он сообщил, что лишь 15% российских образовательных учреждений полностью приспособлены к переходу на удалённые уроки, а с доступом к таким сервисам, как «Сетевой город», есть проблемы. Однако волгоградские чиновники не спешат соглашаться с представителем министерства. По их мнению, в регионе система дистанционного обучения работает нормально.
Заместитель председателя областного комитета информационной политики Алексей Кидалов месяц назад заявлял, что перебоев с доступом к «Сетевому городу» нет, и на ресурсе одновременно занимаются по 64 тысячи человек. На самом деле наш эксперимент показал, что перебои были, а пользователи «Сетевого города» составляют всего четверть от общего количества учащихся в Волгоградской области – остальные либо пользуются другими сервисами, либо вовсе не охвачены системой дистанционного обучения. В период самоизоляции нагрузка на образовательные ресурсы возросла в разы, поэтому педагоги и школьники порой просто не могут ими воспользоваться, пока нужный сайт не «отвиснет».
Усугубляет проблему вопрос безопасности: некоторые образовательные сервисы, такие как Zoom, на поверку оказались уязвимы перед хакерскими атаками и кражей личных данных. Минпросвещения уже представило единую онлайн-платформу, рекомендованную для дистанционного обучения – сайт «Моя школа в online», но никто из волгоградских учителей, с кем мы обсуждали ресурсы для взаимодействия с учениками, о её существовании даже не вспомнил. В сельских районах региона вообще не идёт речи о выборе – там ни у педагогов, ни у детей зачастую нет никакой техники, кроме смартфонов, и контакт между ними возможен только через мессенджеры.
— У нас есть семьи, где вообще нет компьютера и на всех один смартфон. Как работать в таком случае? К тому же перебои со связью происходят регулярно. Конечно, ни о каких видеоконференциях говорить не приходится. В основном используем WhatsApp, – рассказала учительница, работающая в одном из райцентров Волгоградской области.
Ради справедливости, есть и школы, где никаких проблем с доступом к образовательным сайтам нет. Но они в основном используют специализированные сервисы, доступ к которым получали по грантовым программам (например, для обучения на дому детей-инвалидов). Такие площадки позволяют организовать полноценное онлайн-обучение с тестированием, получением заданий и контролем знаний через Интернет.
— Наши ученики с пятого по одиннадцатый класс учатся на платформе pruffme.com, к ресурсу нас подключили за победу школы в одном из грантов. На платформе мы занимаемся одни в городе, поэтому нет ни сбоев, ни зависаний. Дети заходят на урок по ссылке в удобное для них время. Раньше мы использовали этот сервис не так часто, только для вебинаров в старших классах, теперь же он стал основной площадкой для обучения, – пояснила Наталья Багрова, заместитель директора по УВР МОУ СШ №14 «Зелёный шум» города Волжского.
Однако далеко не все школы имеют такие возможности. В большинстве случаев учителей просто бросают на амбразуры, предлагая использовать любые доступные ресурсы. Это приводит к настоящему хаосу, который действует на нервы всем участникам образовательного процесса.
— Каждый вынужден использовать ту технику, которая у него в наличии, и подключать те программы, которые может. Техника для полноценного дистанционного обучения нужна достаточно мощная, и не у всех она есть – у некоторых учителей очень быстро «полетели» компьютеры и ноутбуки, их пришлось ремонтировать или покупать новые за свои деньги. Совершенно непонятно, компенсируют ли когда-нибудь эти расходы. Некоторые ученики присылают фотографии выполненных работ, но как их проверять, если нет функции исправления? Поэтому диктанты приходится распечатывать, исправлять, сканировать, загружать на диск и отправлять обратно. То есть у педагога, помимо компьютера, должен быть ещё принтер, сканер, запас тонера и бумаги… Об этих расходных материалах тоже почему-то никто не думает, – рассказывает учительница, работающая в одной из средних школ Волгограда.
Ещё одна претензия, которую высказывают преподаватели, – длительность уроков. При том, что времени на подготовку к ним требуется больше, чем для подготовки к традиционным занятиям, онлайн-уроки по нормативам должны длиться меньше. В итоге педагоги вынуждены «утрамбовывать» информацию и надеяться, что хотя бы малая её часть осядет в головах учеников.
— В процессе обучения информация должна быть обработана и переварена. Сейчас учитель в пятнадцать-двадцать минут дистанционного урока пытается впихнуть всё, что только можно. Спросите ребёнка через два дня, что он узнал на таком уроке – много ли он вам расскажет? Это абсолютно пустая работа, на мой взгляд, с точки зрения методической подготовки. Методика введения, отработки и закрепления материала полностью нарушается, – возмущается один из волгоградских учителей.
Если посчитать общее время, которое работающий «на удалёнке» педагог должен просидеть перед монитором (а иногда оно доходит до 14-16 часов с учётом подготовки к урокам и проверки работ), станет понятно, что нагрузка на учителей с переходом на дистанционное обучение резко увеличилась. Для детей это не менее актуальная проблема: от сидения за компьютером без уроков физкультуры и перемен они здоровее не станут. Сейчас Минпросвещения задумалось над тем, чтобы запретить использование смартфонов для дистанционного обучения, поскольку оно не позволяет контролировать правильную осанку и следить за сохранением зрения школьников – однако такой запрет лишь дополнительно усложнит жизнь тем семьям, где нет другой техники с выходом в Интернет.
Дистанционное обучение по таким предметам, как физкультура или ручной труд, выглядит и вовсе курьёзно. Яркий пример привели родители учеников одной из школ Волжского. Они рассказали, что преподаватель физкультуры на время самоизоляции предложил школьникам записывать на видео свои утренние тренировки и размещать записи в Instagram со ссылкой на страницу самого учителя. «Отличный способ распиарить страничку физрука в соцсети», – иронично отмечают волжане.
На онлайн-обучение вынужденно перешли не только обычные школы, но и организации дополнительного образования. Преподаватели художественных и музыкальных школ крайне негативно отзываются о дистанционном образовании – по их мнению, научиться рисовать или играть на каком-либо инструменте по Интернету невозможно.
— Это полнейшая профанация, на все 200%. В нашей специфике дистанционное обучение не работает. Без личного контакта с учеником я не могу ему даже ритм объяснить, потому что не совпадают доли во времени – по видеосвязи данные передаются с задержкой. Звук идёт искажённый – иногда я три ноты слышу, а четвёртая пропадает или превращается в размытое бульканье. Приходится догадываться по высоте, ту ли клавишу ребёнок нажимает. Преподавателям вокала ещё сложнее, – жалуется Елена Б., преподаватель одной из школ искусств Волгоградской области. – В нашей работе важен тактильный контакт: я должна проверить, чтобы у ученика была правильная посадка, поставить ему руку, показать правильное пальцевое касание к клавишам… Примеры до бесконечности можно перечислять. Работать над звуком по видео – неприемлемо. Такая система просто не предназначена для музыкальных школ. Это всё равно что учиться плавать в бассейне без воды.
Дистанционным обучением в его нынешнем виде недовольны почти все. Но пока волгоградским учителям и родителям остаётся лишь морально готовиться к его возобновлению и надеяться, что к сентябрю Минпросвещения придумает, как решить многочисленные связанные с ним проблемы.