Почему в России тратят на развитие культуры крохи, но не скупятся на телевидение
Аналитика

Почему в России тратят на развитие культуры крохи, но не скупятся на телевидение

7 марта 2019, 12:44Photo: novostivolgograda.ru
Выведет ли культуру в России нацпроект с соответствующим названием из нынешнего плачевного состояния хотя бы, как планируется, к 2024 году? В этом решили разобраться «Новые Известия».

Кроме бюджетных денег, заложенных на реализацию нацпроекта «Культура», еще в февральском послании президента Федеральному Собранию прозвучало предложение выделять регионам на культуру дополнительные средства из фонда президентских грантов.

Но, проанализировав объемы всех бюджетных трат на культуру в России, эксперты выразили сомнение, что выделенных средств хватит, чтобы преобразить культурную сферу, пишут «Новые Известия».

Photo:newizv.ru
Photo:newizv.ru

«Размер средств, выделенных на проект «Культура» - ничтожен. 113,5 млрд рублей на 6 лет – это 18,9 млрд в год. Даже в общем разрезе – 0,44% бюджета от всех проектов – выглядит как плевок в душу культурным работникам.

Однако в правительстве больше обеспокоены тем, что нашей культуре не хватает технического оснащения и инфраструктуры. На эти цели потратят 80% всех выделенных средств», – отмечает руководитель аналитического департамента компании «ФинИст» Катя Френкель.

Непосредственно развитие культуры, по-прежнему, будет зависеть от региональных властей. А они далеко не всегда бывают «щедрыми», что доказывают данные Единого портала бюджетной системы Российской федерации.

Photo:newizv.ru

Разница между регионами порой огромна. Москва и Санкт-Петербург не в счет – здесь и так находятся основные музеи, галереи, театры, культурные центры. В этих городах проходит больше всего мероприятий. Если посмотреть, что происходит за их пределами, то уже все не так очевидно.

Photo:newizv.ru

В Волгоградской области, например, расходы на культуру по сравнению с 2018 годом уменьшились на 45,14% (в 2018 г. - 1 337 068,7 тыс. руб., в 2019 г. - 733 453,8 тыс. руб.). Впрочем, если брать в целом Российскую Федерацию, то изменения в расходах составили: -7,21%.

Photo:newizv.ru

«Посмотрите бюджет Ямало-Ненецкого АО и бюджет Алтайского края. И вы всё поймёте. Общая сумма складывается из денег, которые вкладывает субъект РФ и денег, которые даёт федеральное правительство. В Ненецком округе своих денег много. А на Алтае были стихийные бедствия. У них аграрный сектор находится в катастрофическом состоянии, очевидно, что в первую очередь надо тратить деньги на подъем сельского хозяйства», – объяснила неравенство между регионами депутат Госдумы, первый заместитель председателя Комитета по культуре Елена Драпеко.

Правда, представители сферы искусства нередко высказывают мнение, что может быть и не стоит связываться с бюджетным финансированием. Ведь кто платит, тот и устанавливает правила. А значит, культура не может быть независимой, считают они.

Есть примеры, когда искусство развивается без денег государства. В США, например, правительство не финансирует кинематограф или издательство книг. Правда «вседозволенность» тоже не позволена, иначе заклюют критики, и провалишься в прокате.

В России же, считают эксперты, театрам о самоокупаемости можно только лишь мечтать, если они, конечно, не столичные

«Доходов от собственной деятельности (например, продажа билетов на спектакль) в большинстве случаев у нас ни на что не хватит. Это столичные театры могут требовать за билеты практически любую сумму, а вот какой-нибудь маленький областной театр рад продавать билеты по 290-330 рублей. Про ученические и любительские театры и говорить не приходится. Доходы от инвестиций нашим учреждениям культуры и не снились: для этого надо иметь достаточно свободных средств, а не сидеть на голодном пайке в ожидании, когда выделят деньги на покраску стен. Спонсорская поддержка у нас еще возможна, если руководители местных крупных предприятий склонны к такому меценатству. Но это все единичные случаи, на всех не хватит крупных предприятий, тем более что в России у крупных бизнесменов нет необходимости заботиться о своём имидже», - говорит заместитель директора Института актуальной экономики Иван Антропов.

Нынешнее государственное финансирование вместе с цензурой требует от руководителей учреждений культуры решать массу других проблем. К тому же, госденьги бывает сложно потратить из-за большого количества законодательных ловушек

«Наше законодательство так сложно устроено, что полностью соответствовать всей системе торгов и конкурсов очень трудно и театрам, и музеям. Получается, что люди, которые ставят спектакли, вынуждены идти на небольшие финансовые нарушения», – сетует советник президента России Владимир Толстой.

В большинстве населенных пунктах, особенно в глубинке, люди могут рассчитывать порой лишь на приезд автоклубов по праздникам с ряжеными массовиками-затейниками. В остальное время все смотрят телевизор.

По данным Роспотребнадзора, россияне старше 54 лет смотрят телевизор в среднем 363 минуты в сутки, в возрасте от 35 до 54 лет – 254 минуты, от 18 до 34 лет – 150 минут.

Photo:newizv.ru

Ну, а что показывают народу: советское кино (33%), подуставших звезд эстрады и отечественные сериалы. Даже современное российское кино занимает лишь 18%.

И хотя федеральные каналы могли бы спокойно быть самоокупаемыми, государство выделяет немалые деньги на телевидение. В 2018 году на СМИ из федерального бюджета выделили в целом 83 млрд рублей. Из них 68,7 млрд пошли на телевидение и радио.

Photo:newizv.ru

И это понятно. Именно здесь возможен полный контроль за «качеством» контента, который должен сплотить народ и вырабатывать «национальную идентичность».

Found a typo in the text? Select it and press ctrl + enter