От завода до моста: из-за чего в Волгограде судились в 2018 году

Аналитика
От завода до моста: из-за чего в Волгограде судились в 2018 году
От завода до моста: из-за чего в Волгограде судились в 2018 году
7 февраля 2019, 09:18Никита ДробныФото: novostivolgograda.ru
Арбитражный суд — это место, где рано или поздно сталкиваются интересы всех компаний, ведомств и людей, которые занимаются какой-либо экономической деятельностью. Здесь на юридическом ристалище ломают копья ИП и госкорпорации, надзорные органы и чиновники, международные холдинги и фирмы-однодневки.

Редакция «НовостиВолгограда.ру» решила изучить дела, которые Арбитражный суд Волгоградской области рассматривал в течение всего прошлого года, составить топ-100 самых громких исков и рассказать нашим читателям о наиболее резонансных процессах. Хотя тяжбы в Арбитраже, казалось бы, бесконечно далеки от жизни простых смертных, на самом деле они зачастую самым непосредственным образом влияют на благополучие горожан. Не исключено, что итоги многих разбирательств предопределят дальнейшие события, которые произойдут в Волгограде в 2019 году.

Самое денежное

Самым «денежным» процессом года в Арбитражном суде Волгоградской области оказалось дело о банкротстве в отношении ООО «Сантехсервис». Иск в отношении частной компании подали сразу несколько кредиторов, список которых весьма солиден: взыскать долги с «Сантехсервиса» в судебном порядке пытаются ПАО «Волгоградэнергосбыт», ООО «Банк Российский Кредит», ООО «Энерго-Профи» и инспекция ФНС по Волжскому. Общая сумма претензий к фирме превышает 5 млрд рублей.

На данный момент в отношении ООО «Сантехсервис» введено конкурсное производство. В организации назначен временный управляющий, и ему можно лишь посочувствовать — найти способ выплатить всем кредиторам огромную сумму, которую задолжала компания, вряд ли возможно в принципе. По сведениям из открытых источников, в 2017 году ООО «Сантехсервис», занимавшееся проведением санитарно-технических работ, монтажом отопительных систем и кондиционеров, выручило лишь 6,5 млн рублей и получило 1,3 млн рублей чистой прибыли. Эти деньги, как и все материальные активы компании, скорее всего, уже истрачены на погашение огромной задолженности.

Стоит отметить, что к микропредприятию и раньше возникали претензии, для решения которых приходилось привлекать Арбитражный суд. С 2016 по 2018 год «Сантехсервис» являлся ответчиком по четырнадцати искам, предъявленным в основном мэрией Волгограда и «Концессиями теплоснабжения». Но самая любопытная деталь — тот факт, что совладелец ООО «Сантехсервис» Артём Кокин также являлся одним из учредителей скандально известной управляющей компании ООО «Жильё-46». Напомним, в 2016 году экс-директор «Жилья-46» Денис Матиенко был приговорён к шести годам колонии общего режима за хищение 23 млн рублей — деньги, собранные с населения, руководитель компании тратил на личные нужды, вместо того чтобы перечислять поставщикам энергоресурсов.

Самое значимое

Целая череда резонансных арбитражных дел связана с нашумевшим банкротством металлургического комбината «Красный Октябрь». К «цене вопроса» о признании предприятия финансово несостоятельным, которая сама по себе составляет почти 575 млн рублей, в данном случае прибавляются дополнительные требования многочисленных кредиторов и претензии, связанные с неисполнением обязательств по контрактам.

На данный момент в списке истцов, которые требуют с волгоградского «Красного Октября» заоблачные суммы, числятся сорок предприятий, коммерческих организаций и частных лиц. Возглавляют этот перечень структуры, подконтрольные прежнему владельцу завода — беглому олигарху Дмитрию Герасименко, скрывающемуся от российских правоохранительных органов на Кипре. Речь идёт о швейцарской компании “Red Oktober International SA”, АО «Златоустовский электрометаллургический завод» и АО «ТД ВМК Красный Октябрь», однако долги с одного из старейших предприятий областного центра также очень хотели бы взыскать «Газпром межрегионгаз Волгоград», МУП «Городской водоканал Волгограда» и другие кредиторы.

Отдельные претензии к «Красному Октябрю» — у поставщиков, торговых партнёров и прочих организаций, которые из-за срыва исполнения контрактов предъявляют к разорившемуся комбинату самостоятельные арбитражные иски. Например, АО «ТД МЗ Красный Октябрь» (вопреки своему названию, на данный момент этот торговый дом в основном снабжает сырьём вышеупомянутый «Златоустовский электрометаллургический завод») пытается взыскать со своего частичного тёзки, ни много ни мало, 2,5 млрд рублей за неисполнение договоров купли-продажи и вдобавок ещё свыше полумиллиарда — за игнорирование обязательств по договорам, связанным с энергоснабжением.

На текущий момент разбирательство по факту банкротства «Красного Октября» находится в «подвешенном» состоянии. Двенадцатый Арбитражный апелляционный суд на этой неделе окончательно отказал «Златоустовскому электрометаллургическому заводу» в принятии обеспечительных мер по иску — с их помощью Дмитрий Герасименко стремился получить полный контроль над оставшимся имуществом предприятия. Немалый вклад в восстановление работы комбината внесли власти Волгоградской области — во многом благодаря их вмешательству завод продолжает производить продукцию и даже получил гособоронзаказ на 2 млрд рублей. Однако хватит ли этого, чтобы решить проблемы «Красного Октября» и уладить его многочисленные разногласия с кредиторами, некоторые из которых откровенно рассчитывают на уничтожение предприятия, судить пока слишком рано. Очевидно лишь, что дело о банкротстве комбината уже наложило неизгладимый отпечаток на Волгоград — и каким бы ни стало итоговое решение Арбитража, после столь плачевного разорения ведущего металлургического предприятия индустриально-экономическая ситуация в областном центре больше никогда не будет прежней.

Самое танцующее

Достаточно неординарным и любопытным оказался и прошлогодний иск, поданный компанией АО «Волгомост» к комитету транспорта и дорожного строительства Волгоградской области. Наше издание отдельно рассказывало об этой тяжбе, поэтому ниже напомним лишь о самых ключевых моментах арбитражного разбирательства.

АО «Волгомост» известно в Волгограде прежде всего строительством знаменитого «танцующего» моста. Госконтракт на возведение второго, третьего и четвёртого пусковых комплексов сооружения подрядчик заключил с региональной администрацией в лице Облкомдортранса ещё в 2009 году. С того момента прошло уже почти десять лет, но за это время не достроена даже вторая очередь моста, а заказчик несколько раз изменял лимиты бюджетных обязательств.

Из-за многочисленных проволочек и несвоевременного предоставления средств подрядчику возведение моста затянулось. Сроки «съехали» настолько сильно, что компании пришлось пересчитывать стоимость строительных работ и материалов. Из-за этого АО «Волгомост» в конце концов подало иск в Арбитраж. Фирме удалось не только взыскать с Волгоградской области 214,3 млн рублей в качестве компенсации финансовых потерь, но и получить возмещение госпошлины.

Комитет транспорта Волгоградской области попытался обжаловать решение Арбитража в Двенадцатом Арбитражном апелляционном суде, однако вышестоящая инстанция оставила его в силе. Тем не менее Облкомдортранс не оставляет надежды всё-таки выиграть тяжбу, поэтому подал кассационную жалобу. Ближайшее заседание суда, на котором она будет рассмотрена, назначено на 27 марта.

Кстати, окрылённые успехом юристы АО «Волгомост» под самый конец 2018 года подали в отношении комитета транспорта ещё один иск о неисполнении обязательств по договору подряда. Вероятно, на сей раз речь идёт уже не о «танцующем» мосте, а о развязке на шоссе Авиаторов или другом объекте, возведение которого контролировалось Росавтодором. Сумма претензий компании к Волгоградской области составляет 110,7 млн рублей.

Отметим, что это далеко не единственный случай, когда между областной администрацией и АО «Волгомост» возникали юридические разногласия. Ранее комитет транспорта уже два раза обращался в Арбитраж, чтобы обязать подрядчика за его собственный счёт устранить нарушения, допущенные при возведении моста через Волгу и путепровода на шоссе Авиаторов.

Самое химическое

Ещё одна группа арбитражных дел, которые суд рассматривал в минувшем году, имеет отношение к ситуации вокруг предприятия «Химпром», которое в конце августа было выставлено на торги за 3,8 млрд рублей. Как и в случае с «Красным Октябрём», появлению этих исков предшествовала долгая и печальная история.

Завод, основанный в 1931 году, долго считался флагманом волгоградской химической индустрии, однако в конце 2000-х над ним нависла угроза банкротства, поскольку непогашенные долги «Химпрома» перед кредиторами превысили 13 млрд рублей. Корпорация «Ростех», которая на тот момент контролировала предприятие, признала его неплатёжеспособным. В 2012 году легендарный завод официально стал банкротом. Сейчас, благодаря усилиям региональной администрации, «Химпром» постепенно возрождается в новом качестве — достигнуты договорённости об открытии на его базе новых высокотехнологичных производств.

Но от тяжкого наследия прошлых лет предприятию будет непросто избавиться. Иски в его отношении продолжают поступать до сих пор. В сентябре прошлого года территориальное Управление Росимущества обратилось в Арбитраж, чтобы взыскать с «Химпрома» 177,4 млн рублей. По мнению представителей ведомства, такую сумму завод необоснованно получил за счёт использования федерального земельного участка в 2016-2018 годах. Договор о передаче этой земли «Химпрому» был официально расторгнут в 2016-м (то есть уже после того, как предприятие обанкротилось), однако участок оставался в распоряжении завода ещё два года. Всё это время предприятие не вносило арендные платежи.

В конце ноября прошлого года Арбитражный суд Волгоградской области полностью удовлетворил иск, постановив, что «Химпром» обязан возместить Росимуществу сумму, которая не была уплачена за неправомерное использование земельного участка. Правда, из каких средств предприятие-банкрот должно выплатить компенсацию, остаётся неясным.

С банкротством «Химпрома» был связаны и другой похожий иск, который Арбитражный суд Волгоградской области рассматривал в прошлом году — от межрайонной инспекции ФНС №8, которой удалось успешно взыскать с разорившегося предприятия 82,2 млн рублей. Эти средства завод задолжал за аренду земли в Светлоярском районе, где расположены несколько прудов-испарителей производственных химических отходов. Деньги, по решению суда, должны поступить напрямую в распоряжение районной администрации. Однако чем на самом деле завершится эта тяжба, пока ещё рано говорить — сейчас временное руководство «Химпрома» настаивает на удовлетворении своей апелляционной жалобы. Первое заседание по её рассмотрению назначено на 14 февраля.

Самое дорожное

Замыкает топ-100 самых громких арбитражных дел Волгограда за 2018 год разбирательство между ООО «ТрансСервис» (которое находится на грани банкротства) и областным комитетом дорожного хозяйства. Иск, поданный Облкомдортрансом в марте прошлого года, был связан с просроченной сдачей работ при ремонте шоссе Авиаторов перед чемпионатом мира по футболу.

В иске комитета указывалось, что «дедлайном» для компании-подрядчика являлась конкретная дата — 1 декабря 2017 года. Однако поскольку ООО «ТрансСервис» доделывало, а местами и переделывало работу за другой организацией, ремонт шоссе затянулся. В итоге компания смогла выполнить свои обязательства лишь частично и лишь с нарушениями сроков — в период с 19 декабря 2017-го по 12 февраля 2018 года.

Представители регионального комитета транспорта хотели взыскать с «ТрансСервиса» целых 69,4 млн рублей, однако Арбитражный суд поумерил их аппетиты. Оказалось, что в отдельных случаях истец неправильно произвёл расчёты и завысил свои законные запросы в несколько раз. К тому же вина «ТрансСервиса» оказалась менее значительной, чем настаивал Облкомдортранс — подрядчик вовремя информировал заказчика о том, что на определённых участках трассы проводить работы невозможно по внешним обстоятельствам, или же что ремонт уже полностью выполнен его предшественником. Компанию (уже после длительного разбирательства и рассмотрения апелляции) обязали выплатить в пользу комитета только 4,6 млн рублей, а также компенсировать госпошлину.

Как сложится дальнейшая «арбитражная история» Волгограда, станет понятно уже в ближайшие месяцы. Пока что о возможном направлении её развития можно судить только по январским искам, которые во многом «наследуют» основные проблемы, которые обсуждались в зале Арбитража в минувшем году. Скорее всего, в 2019-м продолжатся громкие тяжбы вокруг «Красного Октября» и будет принято решение о возможном банкротстве «Волгабаса» — но вполне вероятно, что самые «сочные» и резонансные процессы мы ещё даже не в состоянии предвидеть.

Сюжеты:
Итоги-2018
Нашли опечатку в тексте? Выделите её и нажмите ctrl+enter