Posted 6 февраля 2020,, 14:32

Published 6 февраля 2020,, 14:32

Modified 17 октября 2022,, 10:46

Updated 17 октября 2022,, 10:46

Дымят и будут дымить: борьба с курением в Волгограде не даёт ощутимых результатов

6 февраля 2020, 14:32
Борьба с курением остаётся для российских властей постоянным источником головной боли. С одной стороны, курильщики чаще болеют и обладают более низкой производительностью труда, что в конечном счёте сказывается на экономике. С другой стороны, акцизы на сигареты приносят неплохой доход в бюджет.

Возможно, поэтому меры по борьбе с табачной зависимостью в России остаются «половинчатыми». Редакция «НовостиВолгограда.ру» решила выяснить, как в Волгограде местные власти пытаются избавить горожан от вредной привычки — и почему у них это так плохо получается.

Сигареты прожигают кошелёк

Цены на сигареты (как традиционные, так и электронные) могут вырасти в 2020 году сразу на 25% — об этом сообщают «Известия» со ссылкой на Аналитический центр при правительстве РФ. На повышение стоимости сигарет повлияет новая норма о массовой маркировке продукции, которая вступит в силу с 1 марта: производители табачных изделий попытаются переложить на потребителей расходы, которые понесут за счёт реализации распоряжений властей. Кроме того, с 1 января вновь увеличились акцизы на сигареты, нагревательный табак и электронные системы доставки никотина. Если верить оценкам «Известий», то средняя стоимость пачки сигарет в 2020 году вырастет со 115 рублей примерно до 143 рублей.

Повышение цен на табак не только не останавливает заядлых курильщиков, но и негативно влияет на рынок: доля контрабандных и контрафактных сигарет, поступающих в Россию из соседних государств и продающихся по дешёвке, постоянно растёт. В Волгограде, где доходы населения невысоки, курильщики охотно покупают табачные изделия без акцизных марок по 50-60 рублей за пачку.

Пока удельный вес нелегальных табачных изделий растёт. По данным аналитического агентства Nielsen, по итогам января-сентября 2019-го, доля контрафакта и контрабанды достигла 15,6% — это на 7,2% больше, чем в аналогичный период предыдущего года.Виктория Павлюшина, замглавы управления макроэкономических исследований Аналитического центра при правительстве РФhttps://iz.ru/967131/evgeniia-pertceva/bez-perekura-sigaretam-sprognozirovali-podorozhanie-na-25

В ноябре прошлого года Управление Роспотребнадзора по Волгоградской области рапортовало об изъятии из оборота 670 пачек нелегальной табачной продукции — но это капля в море по сравнению с реальным объёмом рынка контрабандных сигарет. Величина штрафов за торговлю безакцизным товаром из Беларуси, Армении или Казахстана также не способна отпугнуть предпринимателей — в прошлом году коммерсант, реализующий табак сомнительного происхождения, мог потерять из-за этого всего лишь от 4 до 10 тысяч рублей. Это намного меньше, чем можно выручить за неделю, торгуя столь ходовым товаром.

Наше издание ещё в сентябре прошлого года подробно рассказывало о том, как устроен рынок контрабандных сигарет в Волгограде. Оказалось, что безакцизные табачные изделия из соседних государств реализуются тремя путями: либо по образцу 90-х годов прошлого века, с лотков возле магазинов; либо «из-под полы» в небольших торговых павильонах; либо напрямую из автомобилей. Последний способ — самый хитрый, ведь нелегальный товар не демонстрируется покупателям и не привлекает внимания правоохранительных органов. Корреспонденты «НовостиВолгограда.ру» в прошлом году обнаружили в Волгограде несколько точек, где регулярно ведётся торговля контрафактным табаком. Перед подготовкой этой публикации мы ещё раз проверили эти точки и выяснили, что продавцы дешёвого курева из Беларуси или Армении никуда не делись — они по-прежнему бойко ведут дела.

Есть все основания полагать, что грядущее повышение цен на сигареты напрямую повлияет на распространение контрабандных табачных изделий в Волгограде. Чем дороже станут «легальные» сигареты, тем выше будет спрос на «нелегальные» — ещё более опасные для здоровья курильщиков.

Рост цен на сигареты, как и любая запретительная мера, имеет какой-то процент эффективности. Но в данном случае этот процент не будет очень высоким. Повышение стоимости табачных изделий, конечно, сыграет свою роль — особенно среди тех людей, которые колеблются и раздумывают о том, что надо бы бросить курить. Когда цены ощутимо поднимутся, эти люди могут сказать: зачем мне это? В определённой степени такие меры действенны. Но по-настоящему эффективная борьба с курением возможна лишь при комплексном подходе, при котором сочетаются пропаганда, запрещение и мотивация, — указывает заведующая кафедрой гигиены и экологии ВолгГМУ, доктор медицинских наук, бывший депутат Волгоградской областной Думы Наталья Латышевская.

Несерьёзные запреты против серьёзной проблемы

Оценить реальную эффективность борьбы с курением в Волгограде очень сложно, поскольку специальные исследования, показывающие, сколько волгоградцев отказались от вредной привычки, в последние несколько лет не проводились. В 2017 году наркологическая служба Волгоградской области сообщала о 566 курильщиках, которым за год удалось избавиться от никотиновой зависимости с помощью врачей. Но эта статистика, во-первых, уже устарела, а во-вторых, учитывала только тех волгоградцев, которые обращались к профессиональным наркологам. Опрос об отношении жителей Волгограда к курению, который проводился областным Управлением Роспотребнадзора в 2018 году, показал, что 44,7% респондентов якобы успешно отказались от табака — но эти данные нерепрезентативны, поскольку участниками опроса стали всего лишь 136 человек. Чтобы узнать, сколько волгоградцев на самом деле бросают курить каждый год, нужно проводить масштабное социологическое исследование с опросом нескольких тысяч горожан. Взяться за такую задачу может разве что Облздрав.

До сих пор все меры по борьбе с курением, которые принимали волгоградские власти и депутаты, оказывались сугубо формальными и совершенно оторванными от реальности. К примеру, в 2017 году прежний созыв Волгоградской областной Думы расширил перечень мест, где официально ограничено употребление табака. «Запретительные меры против алкоголя и табака наиболее эффективны и потому необходимы», — утверждали авторы законопроекта. С 1 января 2018 года закон, фактически запрещавший курение в центре Волгограда, вступил в силу... и ничего не изменилось, поскольку ни одного специально оборудованного места, где можно было бы законно покурить, в городе так и не обустроили (не считая железнодорожного вокзала — но было бы наивно полагать, что волгоградские власти действительно начнут насильно загонять туда всех, кто рискнёт зажечь сигарету на улице). Закон оказался «нерабочим».

Запрет на курение в центре Волгограда — это несерьёзно, потому что если человек сам не мотивирован к тому, чтобы бросить курить, он всё равно продолжит это делать. Если целенаправленно к этому вопросу подходить, то необходимо оборудовать специальные места для курения, но представить, как это будет реализовано, тоже очень трудно. Посыл, может быть, и правильный, но всё-таки для разработки антитабачных мероприятий нужно привлекать специалистов, чтобы проверить, какие из них наиболее эффективны.Наталья Латышевская, д.м.н., заведующая кафедрой гигиены и экологии ВолгГМУ

Ещё один достаточно абсурдный запрет появился в жизни волгоградцев в конце января — областная Дума одобрила законопроект, ограничивающий курение на подземных станциях скоростного трамвая. В принципе, депутаты не скрывали, что правовой акт носит скорее формальный характер: из-за уникальности волгоградского метротрама станции просто не входили в федеральный перечень объектов, где употребление табака запрещено. Впрочем, депутат Наталья Семёнова утверждала, будто лично видела курильщиков в подземке.

В актуальности этого вопроса мы убедились, когда вместе с медиками-волонтёрами осматривали станции нашей подземки. Выяснилось, что некоторые граждане в поздние часы позволяли себе курить в этих общественных местах, — заявила Наталья Семёнова, председатель комитета по охране здоровья Волгоградской областной Думы.

Волгоградские эксперты в сфере здравоохранения указывают, что действующие в областном центре запретительные меры, ограничивающие курение, на данный момент неэффективны — едва ли с их помощью удастся отучить многих горожан от вредной привычки. Проблема заключается ещё и в том, что не проработаны меры «разрешительные» — не оборудованы специальные зоны для курения, отсутствуют соответствующие знаки.

Многие страны идут по пути очень жёстких запретительных мер, но это касается конкретных территорий и общественных мест. Например, в некоторых штатах США есть местные законы, которые выделяют конкретную сторону улицы, на которой можно курить. Человек, который не курит, пойдёт по одной стороне улицы, а курильщик — по другой. К таким ограничениям можно относиться по-разному, но поиск решения проблемы в любом случае идёт, — приводит пример доктор медицинских наук Наталья Латышевская. — В Волгограде какие-то меры тоже предпринимаются — власти пытаются что-то своё придумать. В отношении подземных станций и переходов могу сказать, что там самый плохой воздух, который только может быть — там наибольший уровень микроорганизмов и химических веществ, которые отрицательно влияют на здоровье, и если туда добавить ещё и табак, он станет ещё хуже. Поэтому запрет, может быть, и правильный, хотя я не видела, чтобы на подземных станциях трамвая курили.

Пряник вместо кнута

По словам г-жи Латышевской, все эффективные программы борьбы с табакокурением, зарекомендовавшие себя на общемировом уровне, складываются из двух составляющих: запретов (сюда относятся и штрафы, и непрямое экономическое воздействие вроде повышения цен на табачные изделия) и мотивации к отказу от никотина. Волгоградские власти пока освоили только первую часть этой формулы, да и то поверхностно. Что же касается работы по повышению сознательности горожан, пропаганде здорового образа жизни, финансового стимулирования к отказу от курения, то подобных примеров в регионе единицы. Образовательные учреждения пытаются отучать от табака студентов, а отдельные коммерческие организации поощряют некурящих сотрудников, но никакой системной работы по «идеологической» борьбе с никотиновой зависимостью не ведётся.

Сами по себе запреты большого эффекта не дадут — должна быть пропагандистская работа по поощрению здорового образа жизни в целом, в том числе по борьбе с курением. В Волгограде в этом плане достаточно активно проявляют себя вузы, в том числе ВолгГМУ: «дни здоровья», всевозможные акции, научные студенческие конференции — всё это у нас делается. Но в целом я не вижу, чтобы такая пропаганда велась среди нашего населения. Есть, конечно, разовые акции, но такая работа должна идти постоянно, — говорит Наталья Латышевская. — В Волгограде совершенно отсутствуют мотивационные моменты — и здесь, я считаю, центр борьбы с курением надо перенести на предприятия. Во многих странах именно компании, которые заботятся о здоровье своих работников, вводят такие меры: например, поощряют отказ от курения бонусами к зарплате, приобретением оздоровительных путёвок. По этому пути уже идут некоторые крупные предприятия в Тольятти, в Самарской области, в Татарстане, и мотивационные меры дают хороший результат.

Возможно, властям и депутатам пора начать относиться к курильщикам не как к неразумным детям, которых можно дрессировать с помощью повышения цен и невыполнимых запретов, а как к сознательным членам общества, которые сами делают выбор, как им распоряжаться своим здоровьем. Финансирование социальных программ по отказу от курения, развитие наркологической помощи или создание специальных волонтёрских объединений, помогающих всем желающим отказаться от сигарет за счёт бесплатных психологических тренингов или раздачи никотиновых пластырей, — такие меры, зарекомендовавшие себя за рубежом, могли бы сработать и в Волгограде. Однако все они требуют значительных денежных вливаний, и пока местные власти не решатся выделять больше средств на заботу о здоровье горожан, борьба с курением в областном центре будет ограничиваться абсурдными запретами, которым никто не станет подчиняться.

"