Posted 5 июня 2019,, 12:58

Published 5 июня 2019,, 12:58

Modified 17 октября 2022,, 06:15

Updated 17 октября 2022,, 06:15

Во благо людей или для давления на бизнес: как работает Роспотребнадзор

5 июня 2019, 12:58
Служба Роспотребнадзора создана, чтобы следить за благополучием россиян и защищать права потребителей, да только действия ее имеют корыстный оттенок.

Об этом говорят предприниматели и представители бизнес-сообществ, чьи мнения собрали «Новые Известия» в рамках исследования влияния контролирующих органов на бизнес в России.

Деятельность службы поистине обширная. Она не только следит за соблюдением санитарных норм и правил торговли, но также рассказывает, как выбирать продукты для куличей на Пасху или как не переесть шашлык в мае. А во время плановых и внеплановых проверок периодически что-то закрывает – магазин, кафе, детский лагерь, спортзал и так далее. И повод находится – при желании нарушения можно найти всегда.

«Мы должны вовремя реагировать на те угрозы, которые еще не наступили, но которые мы с уровнем наших знаний и интеллекта можем предотвратить», – так говорит о работе своего ведомства его руководитель Анна Попова.

Спектр полномочий у Роспотребнадзора (РПН) весьма широк. При этом некоторые кажутся весьма сомнительными, о чем говорят некоторые показательные события.

Фактически во время проверок ведомство решает, какому бизнесу жить, а какому – умереть. При этом опирается нередко на уже устаревшие нормы и стандарты, которые противоречат здравому смыслу. Интересы же предпринимательского сообщества практически не учитываются.

«Безусловно, это приводит к избыточному давлению на бизнес. Очень ждем регуляторной гильотины и новой идеологии контрольно-надзорной деятельности в целом, чтобы эти практики прекратились. Нельзя сказать, что ведомство не хочет меняться. В новом проекте СанПиН самые одиозные требования убраны. Публичная активность тоже растет. Только на прошлой неделе представители Роспотребнадзора были на двух встречах с бизнесом. Но ведомству явно не хватает полноценного системного диалога с предпринимательским сообществом», – считает Уполномоченный по защите прав предпринимателей в городе Москве Татьяна Минеева.

Она также отмечает, что предприниматели часто сообщают о взятках, которые вымогают представители РПН. Говорят об этом почти всегда в кулуарах, официально – боятся, чтобы ведомство не ухудшило им жизнь штрафами или приостановкой деятельности. Тем не менее в последнее время на новостных лентах все чаще появляются сообщения о коррупции среди сотрудников Роспотребнадзора.

Показательна история одного из игроков сферы индустрии красоты, рассказанная Валерией Голяновой, партнером «Бизнес Развитие: адвокатура и консалтинг». Она демонстрирует заинтересованное участие ведомства в бизнес-конфликтах:

«Роспотребнадзор провел внеплановую проверку в одном из салонов сети, и изъял для экспертизы конкретное наименование шампуня. Результат экспертизы неутешительный - превышение одного из химических показателей. Максимально возможный штраф по двум статьям КоАП - 600 тысяч рублей. Но почему из всех марок, используемых салоном красоты, был выбран именно этот шампунь? И почему контрольный орган решил проверить качество товара не у производителя, а пришел к моему клиенту? Как оказалось, в компании-производителе шампуня произошел корпоративный конфликт, и бывшие партнеры начали делить рынок сбыта. После чего, по жалобам, Роспотребнадзор начал осуществлять проверки салонов красоты, использующих продукцию».

По словам Валерии Голяновой, часть регулирующих норм, существующих с советских времен, просто не может быть выполнена в конкретных бизнес-условиях. Например, обязательное наличие трех спецпомещений для подготовки яиц в кондитерских.

«С моей точки зрения, основная проблема состоит в безобразном состоянии законов, которыми пользуется Роспотребнадзор. Многие из них устарели, обросли бесконечным количеством поправок и подзаконных актов, и дело не в злоупотреблении чиновниками этого ведомства своими полномочиями, а в своде правил и законов, которым они следуют», – утверждает Анастасия Татулова, основатель и управляющий партнер сети семейных кафе-кондитерских «АндерСон».

Если посмотреть опыт других стран, то, оказывается, качество оказываемых услуг можно контролировать по-другому.

«Сегодня предприниматели жалуются на то, что Роспотребнадзор предъявляет огромное количество требований, они постоянно меняются и дополняются. Уследить за этими изменениями практически невозможно. Вместо того, чтобы предупредить об изменении законодательства, чиновники приходят с проверками и выписывают штраф. А размер штрафа физическому и юридическому лицу отличается в десятки раз. Естественно, такая ситуация провоцирует низовую коррупцию», – заявляет глава Ассоциации защиты бизнеса Александр Хуруджи.

Он также обращает внимание, что у проверяющего фактически есть план по выписанным штрафам. Не выполнишь – заподозрят в коррупции. Поэтому предприниматели при встрече с контролерами заранее готовятся к штрафам. И чтобы свести потери к минимуму, бизнес старается соглашаться с тем, что есть нарушения.

"