Posted 15 января 2022,, 08:34

Published 15 января 2022,, 08:34

Modified 17 октября 2022,, 11:30

Updated 17 октября 2022,, 11:30

Одностороннее движение: почему важные решения принимаются в Волгограде без обсуждения

15 января 2022, 08:34
С конца прошлого года волгоградцы бурно реагируют на революцию в работе общественного транспорта. Резкие изменения и сокращения маршрутов, акцент на троллейбусы и нежелание что-либо обсуждать с народом — все эти факторы накалили общество до предела.

Автобусы

Всё началось с новой схемы движения автобусов. Уже с 1 января по-другому стали ходить 95-й, 55-й, 85-й, 35-й и 77-й. Автобус №95 «обрезали» жителям Кировского и Советского районов — теперь он ходит с Тракторного до Тулака. Частично заменить его призван №55, который с нового года захватывает улицы Химзаводскую, Шумилова, Писемского и Кирова в Кировском районе, а также Автомобилистов и Электролесовскую в Советском. Новой конечной этого автобуса стал «Детский центр» возле цирка.

Менее радикальные изменения ждали автобус №35 — он по-прежнему ходит от «Больничного комплекса» в Дзержинском районе, но теперь лишь до речпорта, а не Тулака. А автобусы №85 и №77 стали дополнительно заезжать на несколько улиц в Советском районе.

Впрочем, изменениями в маршрутах дело не ограничилось. Власти Волгограда полностью закрыли маршрут №20, следовавший от Аллеи Героев до посёлка Нижний Тракторный. Теперь туда ездит троллейбус №9, причём от площади Куйбышева на Тулака.

Троллейбусы

Кроме уже упомянутого троллейбуса №9, существенно изменился маршрут №10а. С 1 января он ходит от старой конечной по ул. Землячки (возле Самарского разъезда) до Спартановки (вместо площади Возрождения).

Ещё одно изменение — возвращение на дороги города троллейбуса №8. Он свяжет Спартановку и «Детский центр». Зато 12-й троллейбус, ходивший этим маршрутом, ушёл в прошлое.

«Транспортные разворотные кольца на „Детском центре“ и на Тулака существуют достаточно давно, поэтому логично было использовать их в качестве пересадочных узлов и для изменённых маршрутов», — пояснили в мэрии.

Вообще за троллейбусами, согласно концепции горвластей, в Волгограде будущее. Они, дескать, экологичнее, что в наше время считается одним из важнейших факторов. В общей сложности «Метроэлектротранс» закупает 56 новых троллейбусов — торги намечены на 17 января. Главная их особенность — возможность автономного хода. Это значит, что они могут проезжать определённое расстояние (по заявленным характеристикам — до 20 км) без привязки к электричеству, т. е. как обычные автобусы. Суммарно на все троллейбусы планируется потратить 1,4 млрд рублей.

Маршрутки

Минувшей осенью изменился маршрут 46с. Если раньше она захватывала Жилгородок, часть улиц Землячки и Исторической, то теперь едет от центрального кладбища по ул. Карла Либкнехта через ул. Качинцев и «второй километр». Такому манёвру оказались не рады не только пассажиры, но и водители маршруток, которые потеряли приличную часть клиентов.

А в начале января волгоградцев огорошила ещё одна новость. С 1 марта планируется урезать маршрут 3с, один из самых протяжённых в городе. Сейчас эта маршрутка курсирует от СНТ «Берендей» в Кировском районе до Спартановки, но весной городские власти рассчитывают сократить маршрут до всё того же «Детского центра» на ул. Краснознаменской.

Мэрия объяснила такую инициативу просьбой перевозчика, который якобы жаловался на низкую загруженность маршруток на отрезке от Центрального до Тракторозаводского районов. Однако, судя по реакции людей, такие выводы расходятся с действительностью. Народ активно возмущается в интернете, приводя в пример собственные перемещения на 3с. Многие ездят на учёбу и работу из Кировского именно в Центральный либо Краснооктябрьский район. И в случае изменения маршрута им придётся пересаживаться на полпути.

Глас народа никто не слышит

Увы, но большинство аргументов горожан по поводу востребованности изменяемых маршрутов остаются неуслышанными. Власти скорректировали только один маршрут — автобус № 55 изначально хотели пустить только до Тулака, но после народного негодования продлили его до «Детского центра».

Есть у волгоградцев и шанс докричаться до чиновников и в вопросе конечной остановки для маршрутки №3с. Пока горожанам пообещали мониторить ситуацию с загруженностью этого маршрута до 1 марта, и дальнейшие изменения здесь также возможны. Однако есть мнение, что тут собака зарыта в конкуренции с автобусным маршрутом №21 («Инструментальный завод» — «Ж/Д вокзал»). С этого года он перешёл в руки «Волгоградского автобусного парка», который является «дочкой» небезызвестного «ПитерАвто», и вполне вероятно, что таким нехитрым манёвром частному перевозчику решили подсобить.

— На мой взгляд, корень проблемы в волгоградском транспорте скрывается в том, что 31 декабря 2021 года закончилось действие нескольких пятилетних контрактов между администрацией города Волгоград и ООО «Волгоградский автобусный парк», — полагает активист штаба ОНФ в Волгоградской области, эксперт проекта «За честные закупки» Эдгар Петросян. — Чтобы скрыть данную проблему, начали разыгрывать историю с какой-то новой мифической транспортной схемой. Если на то пошло, то несколько лет назад в Волгограде отменили действие комплексной транспортной схемы, а это серьёзный документ, который является приложением к Генплану города. На этом фоне нам могут каждый месяц обещать новую революцию в транспорте, но без наличия комплексной транспортной схемы к подобным обещаниям не стоит серьёзно относиться.

В остальном же все решения принимаются в одностороннем порядке, и никакая обратная связь от народа не берётся в расчёт. А ведь по-хорошему бы перед столь глобальными изменениями в такой социально значимой сфере стоило заранее узнать мнение общества. Неважно, в какой именно форме, тут главное — суть. Но ориентироваться на мнение людей — не в планах волгоградских реформаторов.

В мэрии нам, впрочем, ответили, что перед тем как что-то изменить, скрупулёзно мониторили работу общественного транспорта, отслеживали пассажиропотоки и даже проводили анкетирование. Не будем утверждать обратное, но широкого обсуждения с народом этот вопрос не получил.

— Департамент городского хозяйства при разработке данных учитывал анализ пассажиропотоков и загруженности тех или иных маршрутов, а также проводил анкетирование. Сейчас департамент продолжает проводить эту работу, в том числе обсуждать вносимые изменения с общественной палатой и депутатским сообществом. По итогам таких обсуждений и родились корректировки как в случае с автобусами № 55 и № 77. Пресс-служба мэрии Волгограда

Действительно, 55-й автобус изначально хотели пустить до Тулака, но позже продлили до «Детского центра» с поворотам на улице Ленина с Первой Продольной. А 77-й с 1 января стал дополнительно заезжать к ВолГУ и кардиоцентру.

Подводя итоги

Выводы по теме транспортных нововведений в Волгограде делать пока рановато, но некие «заметки на полях» явно напрашиваются. Во всей этой истории смущают как минимум два момента.

Во-первых, мэрия видит будущее волгоградского общественного транспорта за экологичными видами, к коим относится в том числе троллейбус, на который будет сделан акцент уже в этом году. Но ведь и сейчас подавляющее большинство автобусов в Волгограде в качестве топлива использует сжиженный газ, выбросы от которого пусть и не столь экологичные, но значительно менее вредные для окружающей среды, чем от бензиновых двигателей. Возникает вопрос: действительно ли дело в экологии или основные причины лежат в другой плоскости?

Во-вторых, все новое - хорошо забытое старое. Уж больно нынешняя транспортная схема напоминает действовавшую до апреля 2017 года. Только пять лет назад, в преддверии Чемпионата мира по футболу, с дорог убирали маршрутки и троллейбусы (тоже, кстати, под «ПитерАвто»), а сейчас в немилость впали автобусы, которые должны постепенно вытесняться троллейбусами. Не означает ли это, что городские власти снова пустились «во все тяжкие» в поисках оптимальной транспортной схемы для Волгограда? И ведь говорили тогда экперты и горожане - зачем вы убираете экологический транспорт в угоду автобусам? Чиновникам мэрии потребовалось 5 лет для осознания этого. Или это опять уперлось в чей-то коммерческий интерес?

Сейчас речь идёт о якобы долгосрочной стратегии с упором на экологичный транспорт. Но где гарантия, что через 3-4-5 лет не появятся новые приоритеты, и прежние маршруты снова начнут перекраивать? Хотя в сегодняшних реалиях даже три года стабильности — срок вполне приличный.

"