Posted 1 февраля 2022,, 05:12

Published 1 февраля 2022,, 05:12

Modified 17 октября 2022,, 11:38

Updated 17 октября 2022,, 11:38

Отопительный резон: почему волгоградцам отказывают в установке счётчика

Отопительный резон: почему волгоградцам отказывают в установке счётчика

1 февраля 2022, 05:12
Фото: холдинг1MI
В многоквартирном доме в Волгограде отказываются устанавливать счётчик на отопление, мотивируя это аварийным состоянием здания. В результате жильцы переплачивают за тепло в двойном размере.

В редакцию издания «НовостиВолгограда.ру» обратились жильцы дома № 44 посёлка Весёлая балка. Они уже долгое время пытаются бороться с проблемой установки общедомового счётчика на отопление, чтобы платить адекватные деньги за эту коммунальную услугу — в зимнее время они вынуждены отдавать за услуги ЖКХ в 2 раза больше, чем в летнее. Только одно отопление выходит на ту же сумму, что и все остальные платежи.

Меньше дом — дороже тепло

Такая большая разница в платежах связана с новой методикой расчёта тарифов, которая несколько лет назад коснулась домов малой этажности. По ней в отношении домов, построенных до 1999 года, с количеством этажей не более четырёх действует повышенный норматив за отопление. Жителей многоэтажек эта проблема не затронула.

Помимо приличного удорожания ежемесячной квитанции в отопительный сезон, у жильцов 4-этажки на Весёлой балке есть вопросы и к качеству подачи ресурса. Радиаторы в лучшем случае просто хорошо тёплые — руку можно держать на них долго. А температура в квартирах колеблется от 18-19 до 22 градусов — приходится одеваться теплее.

«Если за окном минус, дома ходим в кофтах. Когда на улице чуть выше нуля, можем позволить себе перейти на рубашку или тёплую футболку, — рассказывает местный житель Сергей. —Чтобы ходить в шортах и майке, такого у нас точно не бывает».

Ещё один малоприятный момент — отсутствие перерасчёта, если срок подачи отопления был менее месяца. Иными словами, в октябре и апреле жильцы платят не по факту отопительных дней, а за полный месяц, что влетает в очень приличную копеечку.

Счётчик? Не положено!

Решить проблему мог бы общедомовой счётчик. Поначалу часть собственников не хотела тратиться на его установку, но со временем они поменяли мнение — видимо, посчитав потенциальную экономию. В итоге деньги были собраны и ещё перед стартом отопительного сезона переданы в управляющую компанию.

Дальше всё пошло по странному сценарию. В установке счётчика было отказано — «Концессии теплоснабжения» не дали добро. Со слов жильцов дома, в УК им причины такой позиции не объясняли. Мы со своей стороны уточнили этот вопрос у коммунальщиков и получили неожиданный ответ.

— В конце 2021 года жилой дом по ул. Весёлая Балка, 44 признан аварийным и подлежащим расселению в установленном порядке. Согласно пункту а) приказа Минстроя России от 28.08.2020 № 485/пр «Об утверждении критериев наличия (отсутствия) технической возможности установки приборов учёта…», «Концессии теплоснабжения» не могут установить внутридомовой прибор учёта по проектным характеристикам многоквартирного дома без реконструкции, капитального ремонта (за исключением мероприятий по монтажу (демонтажу) коммутационных аппаратов, шкафов (щитов) учёта в границах места их установки) существующих внутридомовых инженерных систем (внутриквартирного оборудования) и (или) без создания новых.

Выходит, что дом признан аварийным, из-за чего нельзя поставить в нём прибор учёта коммунальных ресурсов. В то же время произвести капремонт в нём тоже нельзя, т. к. аварийные дома ремонту по закону уже не подлежат. Интересный замкнутый круг получается. Но во всей этой истории есть ряд любопытных моментов.

К причинам есть вопросы

Во-первых, постановление о признании дома аварийным было подписано в администрации Волгограда 17 ноября 2021 года. К этому моменту отопительный сезон уже вовсю шёл. Более того, сами жильцы узнали об этом решении только в конце января 2022 года. Если отказ в установке счётчика действительно связан с аварийностью дома, то почему он был актуален ещё до даты 17.11.2021? «Концессии» уже что-то знали о готовящейся процедуре?

Второй нюанс связан со сроками реализации программы по переселению граждан из аварийного жилья. На практике этот процесс чаще всего длится годами, если речь не идёт о зданиях с критическими дефектами, представляющими опасность для жизни. Люди продолжают жить в своих домах просто с осознанием того, что они признаны аварийными. Так почему же всё это время они вынуждены платить по дичайшим тарифам, тем более если средства на установку счётчика уже имеются?

— Как поясняет Минстрой, приказ № 485 указывает не на запрет установки приборов учёта, а лишь на отсутствие такой обязанности. То есть люди могут не устанавливать общедомовые счётчики в домах, требующих капремонта. Но если жильцы сами хотят поставить прибор учёта и тем более собрали на него деньги, «Концессии» обязаны его установить.Алексей Ульянов, волгоградский общественник и правозащитник

По факту вырисовывается довольно мутная картина. Жильцы дома, большинство из которых является пенсионерами, добровольно собрали немалую сумму на установку общедомового счётчика на отопление. Но им в этом праве отказывают, ссылаясь на фактор, который не должен влиять на возможность установки прибора учёта. Понятно, что для компании, предоставляющей энергоресурс, выгоднее, когда абоненты платят по нормативам, ведь в подавляющем большинстве случаев они выше реально потреблённого тепла. Вот только с правом жильцов на оплату коммунальных ресурсов по честным тарифам это желание никак не сочетается.

"